Я недавно вспоминала о том, как Наздратенко принимал Лукашенко В тяжелые для Приморского края времена периода ельцинской приватизации он был губернатором.
Наконец - то Евгений Иванович может рассказать как это было. Привожу некоторые моменты из интервью:
======================================
ь такое на Дальнем Востоке. Это можно в сепаратизм ввести. И когда кричали "Даёшь Дальневосточную республику!", это был такой бред. На каком-то этапе развития страны, может быть, в 1918-ом году, это и было актуально, но в 90-ых категорически нет. Нужно было доказывать свою правоту, разговаривать с президентом, с председателем правительства страны, но упаси бог, какие-то там выдвигать сепаратистские идеи. Не выживут ни Дальний Восток, ни остальные регионы России без единой страны. Поэтому собрались тогда, в 1998-м, и стали думать, где взять хоть рубль денег.
Видимо, исходя из этого свердловский губернатор Эдуард Россель и вводил хоть какое-то подобие рубля, чтобы кто-то с кем-то обменивался. Те, у кого на складах что-то лежит. Вот ужас, понимаете? И в каком учебнике такая ситуация прописана? Вот буквально вечером руководство страны орёт от радости, что всё здорово, и вдруг мы узнаем утром, что ничего не здорово. Мы звоним в Москву: "А что делать?". И никакого ответа, никто не знает. "Как-то выживайте". И вот сидят мужики в администрациях, и прав у них нет никаких, а ответственность — ужас. Надзорные органы у порога стоят. И люди голодные в регионе.
"Бесновался здесь один рыночник по фамилии Чубайс"
Когда кричали "Даёшь Дальневосточную республику!", это был такой бред…
— Время ведь было яркое.
— Яркое, но знаете, я не хочу сейчас обижать историков и их профессию, но в какой-то степени им легче. Ведь историк может судить. А вот когда ты находишься в историческом моменте, попробуй просчитай последствия. Вот, к примеру, 1998-ой год. Ещё Москва не проснулась, а уже сработал дефолт. Какие банки были, сильные и слабые, хлопнулись. Сбербанк по Приморью тоже. Утром ко мне заходит вице-губернатор и говорит, что все растеряны. Хлебные заводы встали, кормление в больницах, школах, домах ветеранов встало, встали все детские кухни, всё финансирование встало. Я уже молчу, есть ли в больницах медикаменты, инструмент в операционных. Ужас просто. Жизнь остановилась. Такая вот совершенно дикая ответственность за то утро. Вы ещё молодой мужчина, но, наверное, помните.
— Я помню всё прекрасно.
— Урал даже выпустил свои деньги. Мы этого не сделали, опасно делат
— Многие забыли, конечно, 90-е годы. Но всё это было. Евгений Иванович, вы запомнились многими резонансными шагами. Это и заявления по китайской границе, и остановка эшелонов с топливом, противостояние с Чубайсом. Что наиболее ярко в памяти всплывает?
— Что касается эшелонов с топливом, я ни одного не задержал. Через Находку эшелоны шли на Камчатку и Сахалин.А в предыдущий год, когда я не был губернатором, край замерзал. Сняли практически все. И пока края и области оформили иски — арбитражные и так далее — прошло время, и когда я пришел губернатором, иски подоспели после зимы. Знаете, сколько их было? 34 миллиарда долгов перед Камчаткой. 17 миллиардов долгов перед Сахалином. А эти деньги снимались просто по решению суда. И никто не спрашивал согласия власти.
Для меня это был кошмар. Где это топливо взять? Как это топливо оплатить....
— Да, если вспомнить, то, ведь, и армия, и флот сидели без денег…
— Вот присмотритесь как-нибудь: на противоположной от Владивостока стороне Амурского залива иногда в спокойную погоду, когда не затянут горизонт, бывает видно село Барабаш, крупнейшее в Хасанском районе. Там гарнизон был 2700 человек. В этом пункте всё: и больница, и школа, и жилые дома, кубрики, где живут военнослужащие. И их отключали от электроэнергии за неуплату. Бесновался здесь один рыночник по фамилии Чубайс. "Отключайте всё, отключайте!". А энергетикам что делать? Они же тоже без денег сидеть не могут. И отключают. Тогда что делали военные? Заводили бронетранспортеры, подъезжали к трансформатору, окружали, не давали отключить. Стрельба в воздух автоматная начиналась, когда подходили местные энергетики.
.