gull_25 (gull_25) wrote,
gull_25
gull_25

Объединившись, мы сильнее

 

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин -

каждый дюжий ему господин,

и даже слабые, если двое.

                     В. В. Маяковский

 

Большая часть дел не рассчитана на одиночек. Если вы собираетесь пилить дрова двуручной пилой, вам понадобится помощь еще одного человека. Вы не сможете одновременно вести танк и стрелять из его орудия, поэтому танковый экипаж состоит тоже как минимум из двух человек – механика-водителя и стрелка. Если вы строите дом, то вам не удастся передвигать носилки без напарника. Эти простые примеры можно умножать и умножать, но зачем? Все это понятно даже ребенку. Однако сплошь и рядом мы поступаем как раз наоборот, сознательно выбирая путь наибольшего сопротивления.

Нежелание обращаться за помощью, делить работу и ответственность, неприятие партнерских, то есть более или менее равноправных отношений, отмечается многими исследователями российского гражданского общества. Во многом эта ситуация является следствием неудачных попыток демократии 90 –х кодов прошлого века. Ведь  то время демократических преобразований одновременно оказалось и временем кризиса, хаоса. В стране была очень высокая активность населения, но это не привело к изменению жизни к лучшему. Вероятно, именно это и оттолкнуло людей от попыток заниматься решением своих проблем самостоятельно, не надеясь на «хорошую» власть.

После нескольких лет апатии обществу приходится выстраивать схемы взаимодействия друг с другом и властью практически заново. Потому что с наступлением нового тысячелетия мы уже живем в другой стране, по другим законам. Эти законы только что написаны и еще не прошли апробирование действием. Поэтому очень реальный опыт взаимодействия людей при решении тех или иных проблем их повседневной жизни. А этот опыт показывает, что  объединение усилий позволяет получить хорошие результаты, а иногда даже решить такие задачи, которые не удается решить одному человеку и даже одной организации. Приведу лишь два примера. В первом успеха добились простые жители города, во втором – общественные организации Приморского края.

 1. При поддержке жителей и один в поле воин

Случилось это в то время, когда я была  депутатом городской думы. Администрация города подготовила проект нормативного акта о порядке  межевания земельных участков. В этом проекте людям предлагалось самим произвести согласование границ своих дачных участников или частных подворий, каким – то образом договориться с соседями и принести готовое коллективное решение в администрацию города для узаконивания этих границ  решением администрации. Такой проект, конечно же, облегчал жизнь чиновникам администрации, т.к. они будут работать только с участками, по которым у населения не возникло споров. А что делать жителям города, сумевшим самостоятельно найти  компромиссное решение в установлении границ своих земельных участков. Ведь им оставлен только один путь - «битва за межу», которая может не закончиться никогда. Очевидно, что проводить такие работы должна администрация города, выступив заказчиком межевания, она, как третье лицо спора,  либо добьется компромисса, либо разработает нормативный акт, установив границу своим волевым решением. А уж нормативный акт, а не черту на земле можно уже оспорить в суде, если кто–то из соседей будет недоволен вынесенным решением. На заседаниях рабочих комиссий мне не удалось убедить депутатов в пагубности принятия такого конфликтного нормативного акта, и он был вынесен на заседание думы для утверждения.

До рокового заседания оставалось чуть больше суток, и за это время нужно было придумать способ как остановить утверждение неудачного нормативного акта. Я решила искать поддержки у горожан и написала обращение к жителям города. Обращение было оформлено в виде листовки, самостоятельно мне удалось изготовить таких листовок 100 экземпляров. В обращении доступным языком была описана проблема, с которой жителям придется столкнуться при оформлении своих земельных участков в собственность. Подготовила я и текст коллективного обращения жителей к главе администрации и депутатам думы. Удалось найти трех  человек, готовых активно поддержать мою акцию.  Менее чем за сутки было собрано 76 подписей жителей города, но, к сожалению, подписные листы в готовом виде появились у нас в 19 часов, а на 10часов утра следующего дня уже назначено заседании думы.  Если бы мы пустили свое обращение по установленным каналам – зарегистрировали в отделе писем и ждали их рассылки по подразделениям администрации, то  наше обращение не успело попасть к моменту обсуждения вопроса на заседании думы. Было решено  предъявить обращение депутатам прямо на заседании думы. Такой практики в городе еще не было, поэтому и уверенности в том, что на обращение граждан будет рассмотрено, конечно же,  не было.

Началось заседание думы. При голосовании за повестку дня мое предложение снять вопрос о межевании с рассмотрения не прошло. Вот, наконец, подошло время и принятия решения по этому злополучному вопросу. Я попросила слово, зачитала обращение жителей и продемонстрировала листы с подписями. Депутаты задумались над сложившейся ситуацией, стали ее, наконец – то, обсуждать. Сомнения в правильности проекта нормативного акта было столь сильным, что большинством голосов вопрос был снят с повестки заседания думы. Кроме того, по предложению одного из депутатов были назначены публичные слушания по данному вопросу.

Перед публичными слушаниями было очень важным сформировать общественное мнение по данному вопросу. Я обратилась на городское телевидение. Журналисты выяснили общественное мнение у разных людей: местной церкви, общественных организаций, председателей садоводческих товариществ, владельцев частных подворий. Накануне публичных слушаний телевизионная передача прошла в эфир. На слушания пришло рекордное число жителей. Обсуждение получилось бурным. Многие моменты, которые не заметили разработчики проекта нормативного акта, люди отметили в своих предложениях и замечаниях.

Нормативный акт потом еще долго дорабатывался. Наконец он был принят с учетом многих замечаний и предложений граждан города. Этот пример показал, что даже депутат, обладающий правом законодательной инициативой, не смог решить проблему, а простые жители города, объединившись вокруг идеи, сумели переломить ход событий. В результате жители получили нормативный акт, позволяющий безболезненно проводить процедуры межевания своих земельных участков.

 

2. Общественные организации края против Дарькина

Решение правительства Российской Федерации об ужесточении правил продажи алкогольной продукции предписывало наладить всероссийский учет продаваемой продукции, а для этого всех бизнесменов обязали подавать декларации о проданном алкоголе.  Предприниматели Приморья оказались в самой тяжелой ситуации по сравнению со своими собратьями из других регионов России. Дело в том, что введенный порядок декларирования, регламентированный постановлением администрации края "О системе декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края" от 19 июня 2006, установил правило ежедневного предоставления отчетов. В соответствии с этим нормативным актом, бизнесмены,  осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, обязаны ежедневно предоставлять сведения о количестве проданного алкоголя на бумажном носителе или в электронном виде через Интернет.

 Для магазинов, расположенных в сельских и тем более отдаленных населенных пунктах выполнение этих условий практически невозможно. График работы отделений связи, через которые отправляются декларации, в населенных пунктах края различен, и не везде они работают ежедневно. Возможность отчитаться через Интернет также недоступна большинству декларантов. В результате магазины были вынуждены отказываться от продажи алкогольной продукции со всеми вытекающими отсюда последствиями: уменьшением товарооборота, сокращением рабочих мест. Не способствовало это и решению поставленной правительством задачи. В отдаленных населенных пунктах увеличилось потребление самогона.

Ладно бы еще все эти декларации анализировались властями, но и тут все оказалось не так просто. Нам удалось проследить судьбу деклараций в том месте, куда предписано их отправлять – в КГУ «Информсервис». Интересная картина нам  открылась. Оказывается, сотрудники забирают корреспонденцию на почте два раза в месяц. Всю полученную из деклараций информацию не вносят в память компьютера, а выбирают лишь данные, касающиеся поставщиков из-за пределов края, и только эти сведения передаются в Лицензионную плату администрации края. А все остальные тонны бумаги просто складываются в ящики. Таким образом, весь сизифов труд предпринимателей по ежедневному пересчету всей алкогольной продукции в магазинах, внесению в память ЭВМ количества купленных и проданных бутылок с нарастающим с начала года итогом, распечатки килограммов отчетов и отправление их через почтовые отделения никому не нужны.

Общественные организации в муниципалитетах края, объединяющие представителей малого бизнеса, начали борьбу за отмену пресловутого постановления. Каждая организация выстраивала свою стратегию борьбы.  Были проанализированы нормативные акты других регионов России. Выяснилось, что декларации о продаже алкогольной продукции подают от одного раза в месяц до одного раза в квартал. Сложившаяся ситуация обсуждалась на форумах Владивостока, Артема. Были подготовлены обращения к органам региональной власти. От имени предпринимателей края председатель Общественного Совета предпринимателей Приморья Марина Шемилина обращалась к Губернатору и к Законодательному собранию края. Депутаты прошлого созыва «услышали» наши призывы и обратились к Губернатору с просьбой отменить ежедневное декларирование. К сожалению, Губернатор не отреагировал как на обращение предпринимательских организаций, так и  на обращение депутатов. Депутаты, радевшие за права предпринимателей, в декабре 2006 года закончили свою работу. Затем прошли новые выборы, в результате которых пришел новый созыв Законодательного Собрания, к которому нужно было искать и новые подходы.

От Законодательного Собрания края нового созыва предприниматели получили новый удар. В марте 2007 года были внесены изменения в Кодекс административных правонарушений ПК, который ужесточал ответственность за неподанную декларацию, штрафы выросли до астрономических величин – до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.  Администрации городов Приморского края   воспользовались ситуаций. Сразу же после майских праздников  КГУ  «Информ», специально созданное  подразделение в администрации края  для приема ежедневных деклараций, разослало в муниципальные образования списки предпринимателей, не подавших декларации в официально установленные Правительством России праздничные дни (1 и 2 мая 2007 года). Администрации городов приступили к штрафованию предпринимателей. Думаем, что это была спланированная акция, и об этом свидетельствуют следующие факты: на административную комиссию в Артеме были вызваны 13 предпринимателей, всем им назначены штрафы по 20 тыс. рублей. А уже в июне дума города внесла поправки в доходную часть бюджета города, заложив туда доходы в 500 тыс. рублей от штрафов за непредоставление деклараций об объемах розничной продажи алкоголя. Доводы предпринимателей о том, что не работали почты, что руководители торговых предприятий имеют право на отдых в праздничные дни, и не работало само КГУ «Информ», принимающее декларации не возымело действий.

Наконец было принято решение объединиться всем общественным организациям и начать действовать сообща, создав для этих целей координационный центр. На первом же заседании были выбраны три направления действий:  обжалование решений административных  комиссий в Арбитражном суде Приморского края, установление  законности действий губернатора края и привлечение внимания широкого круга общественности к проблеме  через СМИ.

Для участия в Арбитражном суде, предприниматели оформили нотариальные доверенности сотруднику ОО «Совет предпринимателей Артема», и он имел возможность иметь полную картину по позициям каждой из сторон. Одновременно были посланы запросы в администрацию и прокуратуру Приморского края с просьбой установить правомочность Губернатора края устанавливать порядок декларирования. Ответы, которые мы получили, содержали прямо противоположные сведения: начальник Лицензионной палаты ответил, что губернатор имеет право устанавливать порядок, а вот Прокуратура ПК усмотрела превышение должностных полномочий и вынесла предписание в адрес администрации края с требованием устранить нарушение. В ответ администрация представила прокурору заключение юридического отдела своей администрации и отказалась изменять постановление. Прокуратуру не удовлетворил полученный ответ, и они подали иск с суд об отмене постановления и об установлении факта превышения должностных полномочий губернатором Приморского края. 

Для привлечения внимания прессы общественные организации края инициировали проведение круглого стола в краевом деловом еженедельнике «Золотой Рог». На мероприятие были приглашены предприниматели, имеющие документальные доказательства бессмысленности ежедневного декларирования. Администрацию Приморского края представлял начальник Лицензионной палаты. Диалог получился острым, каждая сторона предъявляла документы, факты, а не эмоции. Например, представитель администрации говорил, что они вынуждены поступать так жестко, потому что предприниматели нарушают правила продажи алкоголя и реализовывают «паленую» водку. На наш вопрос: «А много ли нарушителей выявлено за 1,5 года действия постановления», поступил ответ, что выявлен 21 случай. Мы сразу же высчитали  долю этих нарушителей, она оказалась равной 0,7%. Мы тут же парировали своими статистическими данными: а вот нам известно, что за 2007 год 5 губернаторов уличены в нарушении законов, что составляет 5,5% от всего количества российских губернаторов. Не ужесточить ли нам общественный контроль за их деятельностью. Надо сказать, что мы не слишком перегнули палку в этой острой дискуссии, т.к. начальник Лицензионной палаты вскоре после нее был уличен в получении взятки и взят под стражу.

Тем не менее, в ходе круглого стола нам было дано обещание, что председатель Лицензионной палаты подаст предложение губернатору об изменении порядка декларирования. В краевой газете «Золотой Рог» 06 ноября 2007 г.вышел материал о проведенном мероприятии http://www.zrpress.ru/zr/2007/87/61.

В это же время в России и в Приморье велась компания по выборам депутатов Государственной думы РФ. Во все крупные муниципальные образования приезжал сам губернатор. Практически на каждой встрече с избирателями, во всех уголках Приморья, из зала звучал один и тот же вопрос: «Будет ли изменен порядок декларирования?». Перемещения губернатора по краю отслеживались координационным советом, о них сообщалось общественным организациям края. Таким образом, сценарий, описанный в сказке «Кот в сапогах» был воплощен в жизнь. Только вместо слогана: «Маркиза Карабаса», наши люди выкрикивали слова «Декларирование алкоголя».

В  результате непрерывного напоминания о проблеме, подключения всех каналов воздействия на лицо, принимающее решение по данному вопросу, в  ноябре 2007 года губернатор, наконец, подписал постановление, согласно которому предприниматели должны высылать декларации один раз в месяц.  Действие постановления началось с 01 января 2008 года. И предприниматели получили возможность праздновать Новый год вместе со всей страной.

 3.. Чему нас научила жизнь

Объединившись в группы, состоящие как из отдельных людей, так и из общественных организаций, удалось решить проблемы, которые никак не сдвигались с места от разрозненных воздействий на органы власти, принимающие решения. Люди увидели на практике, что они могут участвовать в делах управления своим городом, могут влиять на решения, принимаемые властями всех уровней. Конечно же, представители власти стремятся представить дело так, что якобы «крикуны и оппозиционеры» не знают всей проблемы целиком, не обладают необходимой компетенцией в том или ином вопросе. Поэтому чиновники  всячески препятствуют вовлечению населения в процессы принятия решений, ведь  редкий политик или чиновник не будет представлять себя служителем всеобщего блага. Проблема лишь в том, что у нас нет эталона, который бы позволял судить, верно, или неверно то или иное решение чиновников и направлено ли оно на всеобщее благо или на благо отдельной группы. Так, в первом примере блага достигали чиновники, отстранив себя от конфликтных ситуаций при установлении границ участков, а во втором – чиновники краевой администрации, для которых были созданы новые рабочие места со статусом госслужащих. Зачастую же  эталонов «всеобщего блага» при решении многих вопросов. 

Выход  в этой ситуации может быть в том, что при принятии тех или иных решений необходимо опираться на мнение как можно большего числа людей. При этом очень важно, чтобы эти люди представляли разные слои населения. Опят показывает, что группы населения, состоящие из людей с совершенно разными способностями, родом занятий и уровнем информированности, могут принимать точнейшие решения.  Но для этого необходимо соблюсти следующие условия. Разнородность даёт разнообразие жизненного опыта, мнений и убеждений, подходов, привычек, точек зрения. Независимость подразумевает опору каждого участника ситуации на собственные силы и убеждения, то есть как раз позволяет в полной мере проявиться разнородности. Она предохраняет группу от некритического «слипания», стремления отказаться от поиска иных вариантов в пользу комфортного согласия и компромисса. Третье условие - наличие механизма, который позволял бы привести мнения разных людей к общему знаменателю и вывести усреднённую итоговую величину.

Задача общественных организаций видится в создании механизмов и разработке технологий вовлечения широкого круга людей в решение задач как местного, так и регионального значения. С этой целью необходимо проверить практикой все нормативные акты, регламентирующие процедуры общественного участия: публичные слушания, собрания, обращения, правотворческая инициатива и т.д. При необходимости эти документы необходимо доработать с тем, чтобы людям проще было реализовать свое право на участие в делах управления государством, декларируемое Конституцией РФ.


Subscribe

  • Цитата дня №2

    ...имущество судей и прокуроров будет оценено на соответствие доходам, будут проверены их судебные решения. Коррумпированные чиновники будут…

  • Первым делом самолеты!

    Три дня назад я писала о самолетах в небе Белоруссии. Политики ЕС, принимающие решение о бойкоте пространства, ничего не понимают в бизнесе. От…

  • Грустная песня про полковника

    Большие города Пустые поезда Ни берега ни дна Всё начинать сначала Холодная война И время как вода Он не сошёл с ума Ты ничего не знала Полковнику…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments