gull_25 (gull_25) wrote,
gull_25
gull_25

Categories:

Нельзя пренебрегать контролем!

Во времена развитого социализма строилось много заводов, а заводам нужно было много инженеров. Инженеры должны были по распределению прийти на любое производство и, не переучиваясь, начинать работать. Поэтому во  время обучения было много производственных практик. Начиная с первого курса и до пятого. При этом студент должен был поработать и на всех видах производств:  мелкосерийном,  серийном, мелком. Желательно на заводах крупного машиностроения,  и  приборостроительных производствах.

В Приморском крае заводов с серийным производством в те годы не было, поэтому производственная практика у нас была на ВАЗе, КАМАЗе, ЗИЛе, еще в Гатчине, Коврове, Ульяновске.  Мы, преподаватели, выезжали с группой студентов и там помогали им собрать материал на курсовой или дипломный проект. Нужно было и просто за ними следить, чтобы не случилось какого-нибудь ЧП.
Так вот, в 1983 году  летом я привезла 22 студента на КАМАЗ. 12 своих, обучавшихся  по специальности «Технология машиностроения» и 10 – с соседней кафедры  «Подъемно-транспортные  машины».
Практика   наша проходила на заводе, где идет окончательная сборка.  На автоматических линиях изготавливаются все детали, а затем осуществляется их сборка.
Сборка осуществляется без подборок и пригонок: любая деталь с конвейера должна состыковаться с другой, наугад взятой деталью с другого конвейера.

 И вдруг сбой: не все подшипники  стыкуются с валом, входящим в сборку карданного вала. Стали искать причину. И нашли!

Ступень вала под подшипник имеет допуск 30 микрометров, т.е. ее размеры  могут находиться в диапазоне  от 50,00  до 50,03 мм.
Построить точную математическую модель процесса резания довольно сложно: параметры резцов колеблются в небольших пределах, материал, из которого изготавливается валик тоже имеет разброс характеристик. Поэтому для  контроля за соблюдением размера в линию был встроен лазерный интеферометр. Работа у него простая: луч падает на  вышедшую со станка ступень, отражается и попадает приемник, где анализируется сигнал.  Погрешность этого  измерения – 2 мкм.  Поэтому линию настраивают на выдерживание размера  от 50,002 до 50,028 мкм.  Вот в этом «коридоре» в 26 мкм. и работает технолог.  Он  должны подобрать такие параметры, чтобы  в процессе резания размер не выскочил за установленные пределы  На картинке показан узенький "коридорчик", в котором нужно удерживать инструмент в процессе резания.



Конвейер останавливают на 10 минут через каждые полчаса, за это время все, кто стоит на операциях, бегут и доделывают то, что не успели. Например, мой студент сидел на операции прикручивания крышки к кардану. Каждые 2  минуты кардан уходит на следующую операцию, а к работник  подходит следующий.  Студент не успевал прикрутить все болты, а те, что не затянул, отмечал мелом. Во время остановки бежал и докручивал все, что не успел.

А вот станок, что точил точные шейки вала, останавливался по сигналу от интерферометра. Как только размер выскочит из заданного коридора – стоп машина.
Останавливаются и станки на предыдущих, и на последующих операциях. Сбивается такт конвейера.  К станку бегут  наладчики, меняют резцы, или смещают их в державке. Настраиваться на ловлю микронов – трудная задача, они ее делают медленно.  При этом летит план у всех, наладчиков обзывают.
Наладчики – элита рабочего класса, их обучают дольше, заработная плата у них выше. А обзывают их работяги, выполняющие простые операции, их на КАМАЗ набирали из колхозов,  горных аулов.

Однажды  наладчики устали от постоянных упреков и матов, отсоединили лазерный интерферометр. И стали делать подналадки в те 10 минут, что останавливается конвейер, а все остальное время за размерами никто не следил.

Вылезло все это через несколько смен, когда кончился задел валов, изготовленных на станке без «модернизации» с отключением интерферометра.
Пришлось снимать действительные размеры у всех валов, у всех подшипников, разбивать их на группы и производить селективную сборку. А на это потребовалось потратить несколько рабочих смен.  Кстати, потом и при ремонте может вылезти эта проблема с размером. Но  … КАМАЗ не делает ремонты – только ремкомплекты готовит.

А почему я вдруг вспомнила эту ситуацию? :
 Прочитала в новостной ленте что  Лукашенко сказал, мол,  российские тесты   на коронавирус «ни к черту», потому что они ловят вирусы, а вот китайские – хорошие, т.к. вирусы не ловят. Дескать, по китайским тестам мы вылечили больных, их можно гнать на работу, в трудовые коллективы, а по российским, увы, их нужно отправлять на карантин и давать больничные.
Конечно же,  такой подход даст всплески заболеваемости, но это будет ПОТОМ. 
                                                   
Tags: миропорядок, такая работа
Subscribe

  • Еще один рыжий

    Рыжие люди — чудики от природы. А уж если они попадают во власть, то их чудачествами заполняется все пространство, куда хватает дотянуться их…

  • 50 оттенков рыжего

    Да, колористы говорят, что у рыжего цвета 50 оттенков, они даже для каждого придумали свое название. Названия какие интересные: розовое золото,…

  • Заберите себе левый руль.

    Вчера я написала о борьбе правительства с праворульными автомобилями. Сегодня расскажу о том как решал эту проблему ВВП. В свой второй…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Еще один рыжий

    Рыжие люди — чудики от природы. А уж если они попадают во власть, то их чудачествами заполняется все пространство, куда хватает дотянуться их…

  • 50 оттенков рыжего

    Да, колористы говорят, что у рыжего цвета 50 оттенков, они даже для каждого придумали свое название. Названия какие интересные: розовое золото,…

  • Заберите себе левый руль.

    Вчера я написала о борьбе правительства с праворульными автомобилями. Сегодня расскажу о том как решал эту проблему ВВП. В свой второй…