Я 11 была заместителем председателя Общественной палаты города и входила в совет по местному самоуправлению Общественной палаты Приморского края. Эти факты я привела лишь для того, чтобы объяснить, почему мне пришлось готовить митинги, петиции и прочие воззвания от имени народа.
Утилизация ТБО (Твердых бытовых отходов) в каждом городе – большая проблема. Мусорные свалки воняют, собирают бродячих собак и не только их. Жители городов всегда недовольны этими свалками, где бы их не размещали – везде будут недовольные. В нашем городе тоже были возмущения, обращения и т.п. И вот, наконец, в 2007 году в нашем городе была оборудована городская свалка, вроде бы по современным требованиям, на это были выделены миллионные бюджетные средства.
Я как эксперт участвую в утилизации просрочки, а это – фотофиксация на этом самом полигоне ТБО. Я сама видела, что утилизация организована плохо. А тут еще мэр со своей командой и тремя депутатами оформили себе командировку по «изучению зарубежного опыта организации переработки мусора». Пожили они в Китае, Японии, Южной Корее - все за счет нашего городского бюджета, дотируемого почти наполовину! Но мусор перерабатывался по-прежнему.
Горожане опять выражали недовольство «передовым методам» утилизации отходов. Мы в Общественной палате организовали слушания, написали обращения в Росприроднадзор. Ну, вроде бы победили! Были выделены дополнительно миллионы из городского бюджета, произведена рекультивация этой помойки, закуплена техника для «зарывания» мусора…
Но вот новая напасть! К саммиту АТР было решено построить новый международный аэропорт. Место ему нашли неподалеку от старого аэропорта. А когда почти построили, приехала московская комиссия, чтобы проводить испытания взлетно–посадочных полос. И тут выяснилось, что городская свалка находится на пути взлета самолетов.
Прокурор вынес предписание – убрать свалку за полгода. А как это сделать? Никто ведь не говорит. Ну, мэрия купила еще техники, чтобы мусор сразу зарывать, кучу постановлений приняла. Например, о том, что только организация, заключившая договор с полигоном, может туда возить мусор, причем в определенные часы. Наняли орнитологов, которые фиксировали количество птиц над полигоном (ни разу не было превышения допустимого скопления птиц). Я подозреваю, что их тайком травили и быстро зарывали.
Но ничего не помогло. Прокурор стоял на своем, и город проиграл все суды, полигон нужно закрыть.
Городская администрация занималась только судами, направленными на сохранение действующего полигона, никаких альтернативных вариантов не рассматривалось. И зачем ездили по заграницам для «изучения опыта»? И вот, когда наступило время «ч» выяснилось, что мусор нужно возить либо во Владивосток, либо в Уссурийск. Пробег мусорных машин существенно вырос. И пришлось депутатам увеличивать тариф за вывоз ТБО. Сразу на 57%. Начались народные волнения. Конечно же, я оформляла всякие петиции и разрешения на пикеты и митинги. Много было всяких акций протеста. Все протесты были против ВЛАСТЕЙ. Как местных, так и московских. Ничего не помогло! Аэропорт работает, руководители многих стран ежегодно прилетают на саммит АТР (и в этом году прилетят 4 сентября).

Я всегда считала, что власти победили в противостоянии с общественниками. Но вот в Жуковском самолет из-за птиц сел в кукурузном поле….. Да, прокурор был прав, требуя убрать свалку как место скопления птиц. Любой сбой в работе свалки мог привести к беде. А у нас- то и поля для экстренной посадки нет: при взлете слева – сопки, справа – мой город, по курсу – рабочий поселок с почти 20 тыс. жителями и несколькими зонами, где сидят преступники. А сзади – Уссурийский залив!
Получается, что прокурор был прав, а мы со своими митингами - нет? Но ведь конфликт возник в момент проектирования международного аэропорта, в смету подготовки саммита АТР не были включены работы по переносу свалки. Вот поэтому проблему решили за счет населения. И из-за ошибки проектировщиков в лобовом столкновении сошлись власти, силовики и жители города.
Мы были неправы в том, что неправильно поставили цель своих протестов. Нужно было требовать не оставить полигон, а ПРЕДОСТАВИТЬ ЖИТЕЛЯМ СУБСИДИЮ из-за увеличение тарифа. А уж за счет какого бюджета – пусть бы чиновники разбирались.
Кстати, жители Владивостока восстали против увеличивающегося количества мусора. На прямой линии с Путиным года 2-3 назад они дружно ему высказали свое «фэ» и их мусороперерабатывающий завод закрыли. Были и у них митинги протеста, а их организатор после этого даже в мэры баллотировался. Куда теперь девают наш мусор? Не знаю.
Кстати, все организации города регулярно платили «экологический сбор», даже магазины, парикмахерские, банки. Я лет десять отслеживала поступления этого сбора в бюджет нашего города. По статье "экология" поступало от 8 до 15 миллионов в год. Во Владивостоке, думаю, было на порядок больше. Но … так и не появилось новых мусороперерабатывающих заводов. Пока открылся только завод по утилизации японских автомобилей. Но там вложились сами японцы. У них с сырьем проблемы, так что вторсырье им ох как необходимо.
Сейчас все обсуждают московские протесты. На мой взгляд они бесперспективны только потому, что цель поставлена неверно. Ну как можно митингами заставить ЦИК отступить от Закона – Избирательного Кодекса? А вот требовать его изменения – правильная цель. Ну как можно собрать за короткое время 5000 подписей? Если ты – общественник, и при этом не артистка Бабкина, то тебя могут знать примерно 100 человек, и еще не факт, что они живут с тобой в одном округе. Мое мнение – 100 подписей – предел. Кстати, мы в своем городе и вовсе отменили подписи. Хочет человек быть депутатом – регистрируйся и вперед! Но у нас город маленький, больше 9 человек в бюллетене по округу не бывает…
Нужно еще очень четко прописать процедуру проверки подписей и возможность народного контроля этой процедуры. По аналогии с экспертной деятельностью. В законе о защите прав потребителей записано, что обе стороны конфликта имеют право присутствовать при проведении экспертизы.
Организаторы митингов должны быть грамотными постановщиками задач. Я вот лет 20 работала постановщиком, а вынуждена признать свою ошибку в «мусорной войне».