К тому же еще два миллиона предусмотрено на его субсидирование.
Предприниматели города разрабатывают программы эффективного вложения этих денег.
Лариса КАВУН горожанам известна как активная общественница, защищающая права простых граждан и предпринимателей. Она энергична и напориста. Ее уважают за действия без страха и упрека, своими публичными выступлениями бьет не в бровь, а в глаз. Авторитетна - к ее мнению прислушиваются, ее наработки берут за основу и чиновники, и бизнесмены. Есть чему поучиться!
Она возглавляет в Артемовском городском округе три организации: филиал Торгово-промышленной палаты Приморского края, Совет предпринимателей г.Артема, некоммерческое партнерство «Совет общественности».
Кроме этого Лариса Анатольевна является членом Общественной палаты города, возглавляет комиссию экономики и поддержки малого бизнеса. Как руководитель Совета предпринимателей, входит в координационный совет по развитию малого бизнеса при городской администрации, а также - в Совет по развитию малого бизнеса при губернаторе Приморского края.
- Лариса Анатольевна, вы не распыляетесь? Времени хватает на все встречи, заседания, слушания и на основную работу?
- Как вы, наверное, заметили, все направления моей деятельности тесно переплетаются. Конечно, основная моя работа, где лежит моя трудовая книжка и получаю зарплату -это руководство филиалом Торгово-промышленной палатой Приморского края, остальное - моя общественная деятельность, где я стараюсь тоже успевать и приносить пользу.
Если интересно, могу сказать, что недавно со своим коллегой-экспертом Сергеем Бочковским (нас всего двое в штате филиала Торгово-промышленной палаты) мы проанализировали свою деятельность и оказалось, что мы вдвоем приносим прибыль за год в Торгово-промышленной палате в два раза больше, чем все МУПы города Артема. Меня этот факт очень удивил (смеется от души!).
- На слуху работа общественной организации «Совет предпринимателей», которую вы возглавляете. Не секрет, что многим руководителям малого и среднего бизнеса вы протягиваете руку помощи в трудную минуту, помогаете выкарабкаться из беспросветной ситуации, встать на ноги и почувствовать почву под ногами. Тем и живет ваш Совет нерушимый?
- Мы и рождены-то в трудную рыночную пору, когда на предпринимателей шли притеснения. В нашем городе это явно начало прослеживаться в 1998 году, когда начались гонения со стороны администрации и бывшего мэра на «мелких лавочников». Создавались такие нормативные акты, чтобы «не пущать» мелкий бизнес на рынок. Вот тогда предприниматели стали активно объединяться, чтобы противостоять незаконным мерам воздействия властных структур в нашем городе. И защищаться! Мы считали себя организацией, собирались, выдвигали требования, устраивали пикеты.
Дважды меня арестовывали, держали в КПЗ. Сегодня вспоминать то об этом смешно и грешно. Но это же было. Почти как 1937 год. Помню, на Думе обсуждался большой вопрос кем-то (!), касающийся предпринимательской деятельности. Предприниматели дали мне доверенности, а таких было более 700, чтобы я депутатам постаралась объяснить всю глупость нормативов, которые они должны были принять.
Сижу в приемной, жду, когда меня пригласят, тем более о своем визите я известила думское заседание. Постоянно стучала в дверь, когда после многочасового ожидания стало казаться, что обо мне забыли. Дверь открывалась и мне сообщали: «Жди-жди, вот сейчас. Вот скоро, пригласят!». В конце концов, приехал наряд милиции, меня под белы ручки и отвезли в милицию. И пришили мне статью!? Сначала - терроризм. Потом нашли другую формулировку: препятствование работе законно избранному органу власти. На всю жизнь запомню, как меня «пытали» люди в погонах. Не забуду, как у нас изъяли видеокамеру, кассету. Но после обращения в прокуратуру нам было все возвращено. К чести прокуратуры: она быстро разобралась и вынесла предупреждение милиции.
- В настоящей борьбе приходилось отстаивать интересы предпринимателей, потому и силен ваш союз?
- Мы-то люди мирные, но не сидеть же, в самом деле по норам, когда берут за живое, не дают работать, а тем более развивать свой бизнес.
Вот появился долгожданный закон о защите бизнеса. 1 августа 2004 года я скачала в Интернете этот закон, размножила его и пошла на рынок раздавать его людям, комментируя, что теперь милиция не сможет с кондачка забежать к вам, устроить проверку. Надо же такому случиться, что именно в этот момент пришла и милиция с проверкой, стала требовать документы и т.д. и т.п. Я вмешалась. Спросила, на основании чего? Каждый их шаг, естественно, комментирую, говорю, что это противозаконно, тем более, у меня на руках новый документ. И что? Милиционеры вызвали подкрепление. Приехал целый автобус вместе с начальником милиции по общественной безопасности. И опять меня увезли в милицию, а там, в кабинете уже сидел представитель прокуратуры, и «шили» они мне 15 суток. Нашли статью: препятствование работе сотрудников органов МВД. Брали на испуг. Часа 4 меня воспитывали, ждали раскаяния, говорили, что я страшнее любого преступника.
«Это чем же?», - парировала я. А в ответ: когда преследуешь преступника, он убегает, а вы как пень на дороге, не обойти, не объехать. Словом, дело дошло до суда, где милиционеры выкручивались, как могли. И передергивали факты, выдавая желаемое за действительное. Но судья не нашла в моих действиях никакого преступления.
- Знать, вы закаленные жизнью? А при ковке и металл крепче становится...
- Да, наш Совет стал еще более признанным в городе, членами его стали многие предприниматели. Позже мы зарегистрировались в Минюсте, и никто не мог упрекнуть нас, что мы какая-то «нечистая» сила. Мы стали мощной силой, с которой нужно было считаться! И все же, кто только нас не пытался строить и прессовать: и налоговая, и администрация, и контролеры разного толка. Каждый по-своему читал законы, а они были не совсем четко прописаны, и поэтому всяк поступал, как душе угодно. Поэтому нужна была практика применения законов. А у нас уже были хорошие наработки. Мы превратились в мощную общественную организацию.
Нынешний глава администрации, когда шел на выборы, тоже стал опираться на нас. И когда стал у руля, тут же создал Совет предпринимателей при главе города, а меня выбрали председателем. У меня тогда были большие планы на совместную работу. Считала, что Совет должен помогать мэру поддерживать бизнес, мы наняли хороших юристов, разработали множество проектов по аренде помещений, чтобы были учтены интересы города, чтобы были учтены интересы предпринимателей. Мы тогда живо между собой это обсуждали, по ночам по телефонам звонили друг другу, советовались, вносили корректировки в те положения, которые казались не совсем приемлемыми. Очень серьезно, скажу вам, как на духу, восприняли мы эту работу в Совете предпринимателей.
А что получилось? В конце концов, мэр ни одно наше предложение не принял, считал, что мы только должны одобрять его действия. Полное разочарование...Новиков собрал Совет и хотел, чтобы меня переизбрали, как неугодную, но люди не проголосовали. Тогда он распустил весь Совет со словами: «Такой Совет мне не нужен!».
Это был 2003 год. И это был повод для того, чтобы мы все, осознав, что не хотим быть пятым колесом в телеге, ни при главе, ни при «ноге», создали свою независимую организацию, которая стала работать совершенно самостоятельно, и извлекать положительный опыт для работы бизнеса в Артеме. Тогда меня и заметили. Не только в городе, но и в крае. Меня пригласили в Совет при губернаторе Приморья, от Приморского края меня выдвинули в Совет предпринимателей при полпреде президента Пуликовском.
Начали искать для работы организации финансирования и получили 11 грантов, которые отработали по полной программе: здесь и антикоррупционные проекты, и проблемы ЖКХ, и создание ТСЖ. Причем мы работали на опережение, не тогда, когда городу нужно было, чтобы создавались ТСЖ, а в тот момент, когда город всячески препятствовал созданию товариществ собственников жилья, убеждал собственников, что это никому не нужное дело, что достаточно доверить управление домами управляющим жилищным компаниям. Мы же, по разумению чиновников от власти, приносим только вред, пропагандируя ТСЖ.
- Лариса Анатольевна, кажется, вы ведете мудрую политику и находите точки соприкосновения и с администрацией города, и с Думой, притерлись к «особенностям» нашей власти. Теперь-то как встречают чиновники ваши предложения?
- Долгое время нас старались не замечать или даже выносить такие решения, которые портили погоду малому и среднему бизнесу. Еще недавно Дума города принимала такие коэффициенты по налогам - сама от себя, мы стали с этим бороться. Как-то пришла в Думу и говорю: уважаемые, наверное, я вам обязана ящик коньяка преподнести, ведь благодаря вашим глупым действиям моя организация в три раза выросла в количественном составе только за один год. Шутка. Но ведь дело пахло керосином. Тогда создали рабочую группу с нашим представительством и начали менять положения. Бились долго, но все же процентов 70 одобренных уже решений депутатами нам пришлось заменить своими предложениями.
А буквально с прошлого года, когда вышел президентский Указ о поддержке малого и среднего бизнеса, тут, надо признать, отношения потеплели. Мы стали получать проекты нормативных актов, стали вносить в них изменения и эти изменения учитываются Думой и администрацией города от нашей общественной организации. Вот это я считаю самым большим достижением в наших отношениях, и мы стали работать на опережение.
- Какие наиболее острые проблемы волнуют предпринимателей города, над чем вы работаете?
- Злободневным считаю решение вопросов по приватизации имущества, где преимущественное право оформить занимаемые помещения отводится малому бизнесу. Здесь возникает масса вопросов: завышенная стоимость объектов, поскольку закон дает право предпринимателям получить другую оценку, делаем эту другую оценку. А город стоит на своем, мы - на своем. Тогда нас ждет арбитражный суд. Арбитражный суд, как правило, занимает сторону предпринимателей. В Артеме, правда, у нас таких дел еще не было. Но к нам обращаются за консультацией и поддержкой предприниматели Вольно-Надеждинского, Уссурийска, Находки, Спасска, мы не отказываем. Потому что, действительно, у нас в этом плане богатая практика. Например, предприниматель из Надеждинска, которому мы помогли, выиграл суд, сэкономив 600 тысяч рублей. Сейчас примерно такая же ситуация началась и в Артеме. Обратился предприниматель, дело его явно выигрышное, администрация «сняла» с предпринимателя лишние деньги. Второе направление спорных моментов рождено из-за допущенных ошибок и неточностей в договорах администрации. Есть уже дела, которые предприниматели оспорили в судах и выиграли. Сотни тысяч рублей, которые отсуживают предприниматели в свою пользу, дорогого стоит. Не только денег, которые не лишни, но и отстаивание правоты своего дела.
Большой круг направлений разрабатывается сегодня по поддержке малого бизнеса. В администрации создан новый отдел по поддержке малого бизнеса. Это большой прогресс для Артема, потому что только, наверное, у нас не было такого отдела и никто серьезно не занимался малым бизнесом. Были только те, кто его гнобил.
В прошлом году было выделено 700 тысяч рублей, не ахти какая сумма, и она была направлена на семинары, организацию конкурсов среди предпринимателей. Деньги эти консолидированы: часть выделяет бюджет нашего города, другую - краевой бюджет. В этом году таких денег, например, будет три миллиона. Да еще дополнительно 2 миллиона - это субсидирование малого бизнеса. Сумма хорошая. Мы уже внесли свои предложения и сейчас нас привлекают к разработке программы, что можно сделать на три миллиона.
- Настроение предпринимателей в кризисное время не сломило дух движения вперед?
- Кризис сказался на всех. Но мы никогда не были впереди по осваиванию всяких средств, не сидели на финансовых потоках, а всегда сидели в своих маленьких нишах: что-то починить, отремонтировать, сфотографировать, перепродать, вот этот бизнес практически весь и остался. И это для нашего города уже неплохо: сохранили, что было, и уже маленькое счастье. Развиться же не получилось. Все предприниматели отмечают, что выросли налоги, коммунальные услуги. Но торговые обороты не выросли. И доходы у людей не выросли. Это каждый видит по собственному карману. А предприниматели живут на доходах горожан. Выросли расходы, но не выросли доходы. Развиваться особо не на что. Но не наблюдалось такое, чтобы предприятия закрывались, людей на улицу выгоняли. Да и судя по объявлениям: требуются и требуются, и безработицы особой нет, это уже радует! Нет больших зарплат, нет и большой бедности.
Любовь ВОЗИЯН.