gull_25 (gull_25) wrote,
gull_25
gull_25

Categories:

Бюджет 2010. Кому затягивать пояса?

Опять конец года и вновь Дума Артема принимает бюджет на следующий год. 17 ноября прошли публичные слушания по проекту, разработанному администрацией города. Я являюсь завсегдатаем этого действа, якобы участия граждан в местном самоуправлении, но такого смятения, как в этом году я еще не испытывала. Шла домой и напевала знакомую с юности песенку:

«Наши нервы, увы, не из стали,
Да и мы не из тех, что нужней...
Трудные времена миновали,
Наступают ещё трудней».

У нас в 2010 году будет такой бюджет, что стыдно о нем писать подробно. Бюджет — самый главный документ в городской политике. Ведь деятельность органов местного самоуправления в экономике состоит лишь из двух действий: регулирование, то есть установление «правил игры», и расходование денег, которое в основном определяется бюджетом. Причем именно направление расходования денег и определяет реальные «правила игры».
Но все же начнем с доходов. Конечно же, кризис в стране дошел и до нашего города. В грядущем году доходов мы получим почти на 5% меньше, чем в нынешнем году. И связано это, прежде всего с тем, что в город не придут жирные безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Если в 2009 году к нам поступило более 720 миллионов рублей, то в 2010 – планируется только 246. Правда, оптимисты из администрации планируют поднять собственные доходы на 48% за счет дополнительных поступлений от налогов, штрафов, платы за пользование муниципальным имуществом. Но мы с вами помним, что ранее им никогда не удавалось повысить собственные доходы более чем на 10%. О том, что цифры, определяющие доходную часть бюджета не совсем точно спрогнозированы может сказать, например, такой факт. На 1,8% планируется повысить доходы от Единого налога на вмененный налог. В ведении думы Артема находится установление коэффициента К2 и он остался неизменным в 2010 году. А вот коэффициент К1, который устанавливает Минэкономразвития, повышен на 12,8%. Получается, что по прогнозам администрации малый бизнес в нашем городе сократится в 2010 году более, чем на 10%. Нот в это же самое время в Целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа на 2009-2010 год» поставлена задача увеличения количества малых и средних предприятий различных организационно- правовых форм на 5% ежегодно. Следовательно, либо не верна программа, либо не верен прогноз доходов малого бизнеса. Мы знаем, что прогнозировать трудно, но почему бы хоть не попытаться? А если уйти от практической стороны дела к юридической, я напоминаю, что в Бюджетном кодексе есть специальная статья о достоверности бюджета. Если же бюджет сделан на основе прогноза, который даже теоретически не является достоверным — это, юридически говоря, заведомо недостоверный бюджет. Мы видим, что бюджет 2010 года во многом условен. Доходы практически писаны вилами по воде, а от расходов можно по воле администрации отклоняться на 10 % в любую сторону в любых сочетаниях. А если приспичит, то и сильнее. Дума все потом утвердит – как она это делает все предыдущие годы. Добавим к неутешительному факту сокращения доходов еще и оптимистичный прогноз Правительства России о годовой инфляции в 8%. Получается, в следующем году горожанам придется ужаться в своих мечтах на приличную сумму – более 153 миллиона рублей.

А что же расходы? Кого будем урезать в аппетитах? Практически все статьи расхода будут урезаны. Но анализ ситуации (см. таблицу) красноречиво говорит о приоритетах нашей администрации.

Наименовние Бюджет 2009Бюджет 2010Прирост в %
1Общегосудартсвенные вопросы143866144070+0,1
2Национальная оборона200155-24,5
3Национальная безопасность и правоохранительная деятельность84008590+2,2
4Национальная экономика2576234645-98,2
5Жилищно- коммунальное хозяйство286316218645-23,6
5.1.Жилищное хозяйство2915563680+118,4
5.2.Коммунальное хозяйство11606235280-45,5
5.3.Благоустройство12554194621-24,7
6Образование577463533120-7,7
7Культура и кинематография, СМИ6037856126-7,0
8Здравоохраненеие, физическа культура и спорт270679505402-86,7
8.1.Здравоохраненение178840465538+160,3
8.2.Физическая культура и спорт9183948864-46,5
9Социальная политика219882677-87,8
Итого расходов16269231473431-9,4

Как видим, меньше всего пострадают наши чиновники. Они не хотят слушать Правительство России, требующего сокращения расходов на содержание управленцев на 15%. Наши чиновники все равно решили не обижать себя - любимых и даже немножечко повысить расходы на свое содержание.
При этом на остальные статьи сокращение расходов просто катастрофическое. На национальную экономику сокращение приближается к 100%, жилищно–коммунальное хозяйство – почти на четверть, снижены расходы на образование, физкультуру и спорт. Обрадовала цифра существенного повышения расходов на здравоохранение. Но… при ближайшем рассмотрении оказалось, что это – доходы от платных услуг и возмещения затрат из Фонда Медицинского страхования. Сразу же возник вопрос: а что в 2009 году этот фонд не возмещал затраты? Или все же эти доходы наши муниципальные учреждения здравоохранения ранее нам не показывали?
Особенно напугало снижение на 87% расходов на социальную политику. Оказывается, что в 2010 не будут финансироваться оплата питания для младших школьников, доплаты за классное руководство учителям, компенсации части родительской платы за содержание детей в детских садах. А вот пенсии муниципальным служащим будут выплачиваться по- прежнему из нашего столь скудного бюджета.. Наверное, чиновники посчитали, что у них – самое трудное и опасное место работы? Тогда почему же все вакансии заняты, и молодежь так стремится работать именно в администрации, наверное, ищет трудной доли…
Все разговоры о том, что «мы должны жить по средствам», касаются лишь простых жителей нашего города. Чиновники отличаются от людей тем, что они, прежде всего, думают о своем кармане и своем благополучии. Ничего с этим поделать не может ни правительство, ни президент, ни партия власти. А что делать нам? Кроме как активнее участвовать в планировании бюджета и контроле его использования ничего и не остается. Надеюсь, пенсионеры понимают, что увеличение пенсии связано с уменьшением субсидий. Родители детей понимают, что увеличение размера детских пособий связано с ликвидацией доплат за питание и содержание детей. На что нам надеяться? Только на то, что цена на нефть вырастет, и правительство России и края пришлет в наш город средства для поддержания населения.
Публичные слушания на этом закончились. Обязательная процедура узаконивания бюджетных переливаний пройдена. Похоже, народу всё равно, как тратятся их деньги. А ведь бюджет города задевает интересы каждого жителя! Неужели лучше на кухне «мыть кости» начальству, чем реально пытаться изменить жизнь к лучшему? Вот так и живут народ и власть в параллельных мирах. И очень жаль, что потребность «верхов» в «низах» возникает лишь на выборах. Но и эти демократические навороты скоро прикажут долго жить. Не для того выстраивается вертикаль власти, чтобы её расшатывать народными волеизъявлениями.
По большому счету, публичные слушания в таком «формате» не являются публичными слушаниями. Это профанация. А отсюда и принятие бюджета в таких условиях не может отвечать правовым нормам. Для общественности города бюджетный процесс - это переговорная площадка между гражданским обществом и властью по поводу реализации законных прав и интересов граждан и социальных групп.
В бюджетном процессе сосредоточены большие финансовые потоки – это: распределение бюджетных средств, бюджетные трансферты, налоговые льготы, права на обслуживание бюджетных счетов, муниципальный заказ и т.д. А если к этому прибавить непрозрачность властных решений, принимаемых в бюджетной сфере, низкую административную и правовую ответственность чиновников и депутатов, становится ясно, что общественный контроль нужен на всех стадиях: от принятия бюджета до его исполнения. Надо перейти от констатации плановых и фактических показателей при оценке исполнения бюджета, к оценке экономичности, эффективности и результативности использования бюджетных средств. Должны сказать свое слово депутаты, партии и общественные организации. Они имеют прекрасную возможность обозначать свою позицию, не оставаясь в стороне до очередной выборной кампании.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments