«Наши нервы, увы, не из стали,
Да и мы не из тех, что нужней...
Трудные времена миновали,
Наступают ещё трудней».
Но все же начнем с доходов. Конечно же, кризис в стране дошел и до нашего города. В грядущем году доходов мы получим почти на 5% меньше, чем в нынешнем году. И связано это, прежде всего с тем, что в город не придут жирные безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Если в 2009 году к нам поступило более 720 миллионов рублей, то в 2010 – планируется только 246. Правда, оптимисты из администрации планируют поднять собственные доходы на 48% за счет дополнительных поступлений от налогов, штрафов, платы за пользование муниципальным имуществом. Но мы с вами помним, что ранее им никогда не удавалось повысить собственные доходы более чем на 10%. О том, что цифры, определяющие доходную часть бюджета не совсем точно спрогнозированы может сказать, например, такой факт. На 1,8% планируется повысить доходы от Единого налога на вмененный налог. В ведении думы Артема находится установление коэффициента К2 и он остался неизменным в 2010 году. А вот коэффициент К1, который устанавливает Минэкономразвития, повышен на 12,8%. Получается, что по прогнозам администрации малый бизнес в нашем городе сократится в 2010 году более, чем на 10%. Нот в это же самое время в Целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Артемовского городского округа на 2009-2010 год» поставлена задача увеличения количества малых и средних предприятий различных организационно- правовых форм на 5% ежегодно. Следовательно, либо не верна программа, либо не верен прогноз доходов малого бизнеса. Мы знаем, что прогнозировать трудно, но почему бы хоть не попытаться? А если уйти от практической стороны дела к юридической, я напоминаю, что в Бюджетном кодексе есть специальная статья о достоверности бюджета. Если же бюджет сделан на основе прогноза, который даже теоретически не является достоверным — это, юридически говоря, заведомо недостоверный бюджет. Мы видим, что бюджет 2010 года во многом условен. Доходы практически писаны вилами по воде, а от расходов можно по воле администрации отклоняться на 10 % в любую сторону в любых сочетаниях. А если приспичит, то и сильнее. Дума все потом утвердит – как она это делает все предыдущие годы. Добавим к неутешительному факту сокращения доходов еще и оптимистичный прогноз Правительства России о годовой инфляции в 8%. Получается, в следующем году горожанам придется ужаться в своих мечтах на приличную сумму – более 153 миллиона рублей.
А что же расходы? Кого будем урезать в аппетитах? Практически все статьи расхода будут урезаны. Но анализ ситуации (см. таблицу) красноречиво говорит о приоритетах нашей администрации.
№ | Наименовние | Бюджет 2009 | Бюджет 2010 | Прирост в % |
---|---|---|---|---|
1 | Общегосудартсвенные вопросы | 143866 | 144070 | +0,1 |
2 | Национальная оборона | 200 | 155 | -24,5 |
3 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 8400 | 8590 | +2,2 |
4 | Национальная экономика | 257623 | 4645 | -98,2 |
5 | Жилищно- коммунальное хозяйство | 286316 | 218645 | -23,6 |
5.1. | Жилищное хозяйство | 29155 | 63680 | +118,4 |
5.2. | Коммунальное хозяйство | 116062 | 35280 | -45,5 |
5.3. | Благоустройство | 125541 | 94621 | -24,7 |
6 | Образование | 577463 | 533120 | -7,7 |
7 | Культура и кинематография, СМИ | 60378 | 56126 | -7,0 |
8 | Здравоохраненеие, физическа культура и спорт | 270679 | 505402 | -86,7 |
8.1. | Здравоохраненение | 178840 | 465538 | +160,3 |
8.2. | Физическая культура и спорт | 91839 | 48864 | -46,5 |
9 | Социальная политика | 21988 | 2677 | -87,8 |
Итого расходов | 1626923 | 1473431 | -9,4 |
Как видим, меньше всего пострадают наши чиновники. Они не хотят слушать Правительство России, требующего сокращения расходов на содержание управленцев на 15%. Наши чиновники все равно решили не обижать себя - любимых и даже немножечко повысить расходы на свое содержание.
При этом на остальные статьи сокращение расходов просто катастрофическое. На национальную экономику сокращение приближается к 100%, жилищно–коммунальное хозяйство – почти на четверть, снижены расходы на образование, физкультуру и спорт. Обрадовала цифра существенного повышения расходов на здравоохранение. Но… при ближайшем рассмотрении оказалось, что это – доходы от платных услуг и возмещения затрат из Фонда Медицинского страхования. Сразу же возник вопрос: а что в 2009 году этот фонд не возмещал затраты? Или все же эти доходы наши муниципальные учреждения здравоохранения ранее нам не показывали?
Особенно напугало снижение на 87% расходов на социальную политику. Оказывается, что в 2010 не будут финансироваться оплата питания для младших школьников, доплаты за классное руководство учителям, компенсации части родительской платы за содержание детей в детских садах. А вот пенсии муниципальным служащим будут выплачиваться по- прежнему из нашего столь скудного бюджета.. Наверное, чиновники посчитали, что у них – самое трудное и опасное место работы? Тогда почему же все вакансии заняты, и молодежь так стремится работать именно в администрации, наверное, ищет трудной доли…
Все разговоры о том, что «мы должны жить по средствам», касаются лишь простых жителей нашего города. Чиновники отличаются от людей тем, что они, прежде всего, думают о своем кармане и своем благополучии. Ничего с этим поделать не может ни правительство, ни президент, ни партия власти. А что делать нам? Кроме как активнее участвовать в планировании бюджета и контроле его использования ничего и не остается. Надеюсь, пенсионеры понимают, что увеличение пенсии связано с уменьшением субсидий. Родители детей понимают, что увеличение размера детских пособий связано с ликвидацией доплат за питание и содержание детей. На что нам надеяться? Только на то, что цена на нефть вырастет, и правительство России и края пришлет в наш город средства для поддержания населения.
Публичные слушания на этом закончились. Обязательная процедура узаконивания бюджетных переливаний пройдена. Похоже, народу всё равно, как тратятся их деньги. А ведь бюджет города задевает интересы каждого жителя! Неужели лучше на кухне «мыть кости» начальству, чем реально пытаться изменить жизнь к лучшему? Вот так и живут народ и власть в параллельных мирах. И очень жаль, что потребность «верхов» в «низах» возникает лишь на выборах. Но и эти демократические навороты скоро прикажут долго жить. Не для того выстраивается вертикаль власти, чтобы её расшатывать народными волеизъявлениями.
По большому счету, публичные слушания в таком «формате» не являются публичными слушаниями. Это профанация. А отсюда и принятие бюджета в таких условиях не может отвечать правовым нормам. Для общественности города бюджетный процесс - это переговорная площадка между гражданским обществом и властью по поводу реализации законных прав и интересов граждан и социальных групп.
В бюджетном процессе сосредоточены большие финансовые потоки – это: распределение бюджетных средств, бюджетные трансферты, налоговые льготы, права на обслуживание бюджетных счетов, муниципальный заказ и т.д. А если к этому прибавить непрозрачность властных решений, принимаемых в бюджетной сфере, низкую административную и правовую ответственность чиновников и депутатов, становится ясно, что общественный контроль нужен на всех стадиях: от принятия бюджета до его исполнения. Надо перейти от констатации плановых и фактических показателей при оценке исполнения бюджета, к оценке экономичности, эффективности и результативности использования бюджетных средств. Должны сказать свое слово депутаты, партии и общественные организации. Они имеют прекрасную возможность обозначать свою позицию, не оставаясь в стороне до очередной выборной кампании.