gull_25 (gull_25) wrote,
gull_25
gull_25

Category:

Конценцепция краевой целевой программы развития поддержки гражданского общества Приморского края

Концепция – это основа для разработки Целевой программы и является общественным заказом Краевому Законодательному Собранию на разработку этой программы

 1. Основные понятия

Гражданское общество на уровне субъекта федерации – совокупность самостоятельных объединений граждан, организующих и регулирующих свою деятельность для достижения общественных интересов в рамках заранее установленных правил гражданско-правового характера.

Социальное партнерство, взаимодействие субъектов гражданского общества – совместная деятельность участников партнерства, предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников.

Сотрудничество – совместная деятельность общественных организаций, иных некоммерческих объединений и органов государственной власти субъекта федерации в формировании института гражданского общества.

Поддержка развития гражданского общества правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным организациям, иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления в регионе демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога. 
 
 

2. Обоснование актуальности и стратегического характера Концепции

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и др.

Гражданское общество - этот форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от его существенных черт зависит качество и содержание гражданского общества и государства), взаимодействующий с государством через демократические институты (выборы, референдумы, собрания и т.д.) и институты гражданского общества (общественные организации, объединения, профсоюзы и т.д.).

Развитие гражданского общества является составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России. В процессе развития отношений между государством и гражданским обществом на первый план выходят проблемы общественного участия населения в решении политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.

В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны проблем. Работает Общественная палата РФ; открыты региональные Общественные палаты, в том числе в нескольких муниципальных образованиях Приморского края. Практически при каждом органе власти действуют консультативные Советы общественности.

Организации гражданского общества вносят свой вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти, и осуществление контроля за их реализацией посредством проведения экспертиз, консультаций, общественных слушаний.

Гражданское общество не зависит от политического режима в стране, так как  оно существует и функционирует в диалектическом противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.

Гражданская инициатива является во всем мире тем самым элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал.

Активизация деятельности гражданского общества является также одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, мероприятий по борьбе с коррупцией, реформирования судебной системы и правоохранительных органов, проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).

Общественные организации выполняют роль посредника между органами государственной власти и населением, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным средством связи между обществом и органами государственной власти области. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых непопулярных решений.

Общественные объединения и некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении краевых проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами государственной власти области, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем.

3. Характеристика гражданского общества Приморского края

 Все организации можно разделить на следующие кластеры по основополагающим задачам, ради решения которых они созданы: некоммерческие неправительственные организации, профсоюзы, религиозные организации, партии.

3.1. Некоммерческие неправительственные организации

По данным Управления юстиции по Приморскому краю в крае зарегистрировано более 2 350 некоммерческих организаций с различным правовым статусом, установленным ФЗ-7 от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях»:
Общественных организаций -  1 135, или 48,30%. Это самая многочисленная группа. Общественные организации осуществляют свою деятельность в более чем 20 муниципальных образованиях края. Наибольшее количество организаций зарегистрировано во Владивостоке;
Автономные некоммерческие организации (АНО) - эта форма с позиции имущественных правоотношений похожа на некоммерческий фонд, а принципиальное различие состоит в целях создания этих форм организаций: фонд призван распределять, а АНО, - производить (услуги). Эта вторая по численности группа среди НКО, зарегистрированных в крае. Ее численность на 2009 год составляет 664 организации, или 28,26%.
 Некоммерческие партнерства (НП) – насчитывают  339 организаций, или 14,43%. Мотивация создания некоммерческих партнерств (НП) имеет сходство с мотивацией создания общественных организаций. Часто организации с организацинно-правовой формой НП позиционируют себя в качестве правозащитных или представительских организаций. В сотрудничестве с ними выступают не только гражданские, нуждающиеся в помощи и взаимной поддержке, но и отдельные коммерческие организации. 
Фонды – их количество -  321 организация, или 13,66% от общего числа.
Учреждения - в форме учреждений зарегистрированы некоторые редакции газет, образовательные структуры, эстетические студии и др. В общей сложности это 291 организация, или 12,38%.
Союзы, ассоциации – их количество  96 и это составляет 4,09% от общего числа НКО.
 Адвокатские палаты, бюро, коллегии адвокатов – всего в крае  84 организации, - (3,57%). Эти организации являются строго профессиональными и существуют в основном на средства, зарабатываемые путем предоставления платных услуг.
Общественные движения - в крае существует 27 (1,15%)
Общественные учреждения - 23 организации, или 0,98%.
Остальные НКО, которые значатся как иные формы, ассоциации крестьянских хозяйств, казачьи общества, национально-культурные автономии, негосударственные пенсионные фонды, органы территориального самоуправления (ТОСы), торгово-промышленные палаты (ТПП), общины малочисленных народов, объединения работодателей, партии составляют в общей численности 63 или 2,68%.

3.2. Профсоюзные организации  

В Приморском крае зарегистрировано 333 профсоюзных организаций. Самое большое количество их - в крупных городах Приморья: Владивостоке, Находке, а также в промышленных городах края – Лучегорске, Уссурийске, Дальнегорске, Арсеньеве, Спасске-Дальнем. Надо отметить, что почти в каждом крупном сельском поселении зарегистрированы профсоюзы, особенно в тех поселках, в которых есть промышленные предприятия ( деревообрабатывающие, рыбные и др.).

3.3. Религиозные организации

В настоящее время отмечается большое разнообразие современной религиозной жизни, конфессиональное разнообразие. Так, по данным Минюста, в Приморском крае, существует 87 зарегистрированных религиозных конфессий, структур, организаций и течений.

Самая многочисленная среди них религиозная организация – русская православная церковь (Московский патриархат) – РПЦ МП. Насчитывает 85 централизованных религиозных организаций, 11 726 местных религиозных организаций (приходов), 52 духовных образовательных учреждения, 398 монастырей и обителей, 238 иных религиозных учреждений.

Существует другая значительная, но медленно угасающая организация – русская православная старообрядческая церковь. Количественных данных по данной организации не обнаружено.

На территории края развиваются религиозные общины национальных меньшинств, концессий, диаспор. Соседствуют христианские и нехристианские религиозные организации.

3.4. Партии

По данным Избирательной комиссии Приморского края, в крае действуют следующие региональные отделения партий:

1.      Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»

2.      Приморское региональное отделение Политической партии «Демократическая партия России»

3.      Приморское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

4.      Приморское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»

5.      Приморское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

6.      Приморское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

7.      Региональное отделение Приморского края Политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»

8.      Приморское региональное отделение Политической партии «Партия социальной справедливости»

9.      Приморское региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России»

10. Приморское краевое отделение политической партии «Аграрная партия     России»

11. Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в Приморском крае

12. Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская Сила» в Приморском крае

13. Приморское краевое отделение Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые»

Благодаря приобретенному опыту самоорганизации и профессионализму некоммерческие организации в Приморском крае  представляют собой значительный интеллектуальный ресурс для выработки государственной политики в самых разных сферах жизни региона.

 

Работа с общественными организациями в Приморском крае за последние 10 — 12 лет   видоизменяется. Так, в 1997 году была создана общественная палата при Губернаторе Приморского края. Она проработала до 2001 года и прекратила свою работу с уходом с поста губернатора Наздратенко. С 2004 года при Законодательном Собрании Приморского края действовала Общественная палата «Народный контроль». В настоящее время и этот орган не работает. Участие общественности в процессах обсуждения и принятия решений происходит через различные Советы общественности, созданные при подразделениях администрации края: Общественный Совет предпринимателей, молодежный парламент и другие.

В настоящей Концепции предусмотрен перенос акцентов с задач выстраивания взаимодействия субъектов гражданского общества на задачи реализации стратегии социального партнерства. Особую актуальность приобретает необходимость нормативно-правового регулирования взаимодействия общественности и органов власти в контексте реализации административной реформы.

Концепция представляет комплекс мер по поддержке развития гражданского общества на территории Приморского края с последующим формированием устойчивых долгосрочных взаимоотношений органов государственной власти и субъектов гражданского общества края.

Для решения актуальных задач региональной политики, разработана настоящая Концепция краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества Приморского края на 2010-2014 гг.

4. Адресаты Концепции

Адресатами Концепции являются:
·     негосударственные некоммерческие организации вне зависимости от организационно-правовой формы, осуществляющие социально и общественно полезную деятельность в интересах жителей области; 
   -общественные  и общественно – государственные институты; 
   -политические партии;
·     государственные и муниципальные организации;
·     органы государственной и муниципальной власти; -
     Законодательное Собрание Приморского края.

5. Основные задачи Концепции 
Концепция ориентирована на решение долгосрочных задач социально- экономической политики и общественного развития области:

·    обеспечение условий развития гражданского общества Приморского края;

·    формирование высокого уровня общественного самосознания и общественного участия;

·    формирование и внедрение в практику региональной социально-экономической политики общественной поддержки системы социальных показателей – посредством субсидий, региональных и муниципальных грантов, механизмов муниципальных социальных заказов;

·    разработка и реализация механизмов и форм общественного участия в процессе выработки и реализации государственной социально-экономической политики в Приморском крае - через общественные экспертизы, включение представителей общественности в рабочие группы, выдвижение общественных инициатив;

·    совершенствование существующих и выработка новых механизмов поддержки органами государственной власти Приморского края общественных организаций, национально- культурных объединений в реализации ими социально значимых мероприятий, проектов и программ, содействие в реализации краевых и федеральных целевых программ;

·    создание моделей и социальных технологий, обеспечивающих эффективное партнерство органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления, субъектов гражданского общества в решении задач общественного и социально-экономического развития региона;

·    обеспечение участия общественных некоммерческих организаций  в реализации целевых программ развития Приморского края;

·    создание условий для деятельности в системе гражданского общества общественных объединений и некоммерческих организаций, максимальное использование их потенциала для эффективного решения социально значимых проблем края;

·    развитие механизмов независимой общественной экспертизы и консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений органами государственной власти края;

·    выработка механизмов реализации положений отдельных нормативно - правовых актов Приморского края, обеспечивающих активизацию деятельности общественных и иных некоммерческих организаций в осуществлении административной и социальных реформ;

·    совершенствование механизмов предоставления грантов и конкурсного размещения государственного и муниципального заказов на предоставление социальных услуг общественным и иным некоммерческим организациям;

·    совершенствование существующих и разработка новых форм взаимодействия и эффективных моделей социального партнерства в информационной сфере.

6. Правовые основы Концепции

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

2. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

4. Федеральный закон от 4.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

6.  Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909);

7.  Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

8.  Краевой закон   от 06.10.1995 № 14-КЗ «Устав Приморского края»;

9. Краевой закон от 05.03.1997г. № 77-КЗ «О поддержке деятельности молодежных и

  детских общественных объединений»;

10. Краевой закон от 09.09.2004г. № 138-КЗ «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Приморского края»;

7. Основные принципы организации поддержки развития гражданского общества

Поддержка развития гражданского общества органами государственной, региональной и муниципальной власти строится на принципах равноправного партнерства, взаимной заинтересованности, профессиональной этики, гласности, доверия и социальной ответственности, коллегиальности в выработке решений и обязательности их выполнения сторонами, публичности и конкуренции, консолидации усилий институтов гражданского общества, их активного участия в формировании и реализации эффективной социальной политики.

8. Основные сферы и направления поддержки развития гражданского общества

Содержанием поддержки развития гражданского общества является стратегия и тактика осуществления полномочий органами государственной власти Приморского края, установленных федеральным и региональным законодательством. Перечень полномочий по предметам совместного ведения и по предметам ведения субъекта содержится в ФЗ от 06.10 2007 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Краевом законе  от 06.10.1995 № 14-КЗ «Устав Приморского края». Данный перечень позволяет организовать непрерывный процесс социального взаимодействия в широком спектре проблем, в том числе экономической, социальной, духовно-нравственной, исследовательской сферах, в области межрегиональных и международных отношений, окружающей среды, гражданского образования населения. В частности:
1.  Повышение гражданской активности населения.
2.  Повышение правовой грамотности населения.
3
.  Общественный мониторинг и гражданский контроль.
4.  Содействие развитию гражданского общества.
5.  Развитие межсекторного взаимодействия (государство – бизнес – гражданское общество).
6.  Укрепление межнационального согласия.
7.   Профилактика любых форм насилия, мирное разрешение конфликтов.
8.   Содействие гендерному паритету в обществе.
9.    Патриотическое воспитание.
10.   Пропаганда здорового образа жизни.
9
. Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества

Развитие механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества возможно в различных формах. Основные:

9.1. Общественное участие в разработке проектов нормативно-правовых актов Приморского края, федеральных, краевых и муниципальных целевых программ, что можно реализовать посредством создания постоянно действующих общественных и административно - общественных советов, комиссий, рабочих групп, участвующих в разработке проектов нормативных актов; разработку нормативной базы, регламентирующей общественное нормотворчество и включение этих процедур в процессы принятия решений.

9.2. Организация и обеспечение экспертно-аналитической деятельности, развитие механизмов общественного мониторинга социальной ситуации, включая общественный контроль и экспертизу реализации социальных реформ, что можно реализовать посредством создания общественных экспертных советов и разработки нормативных актов, включающих общественную экспертизу в процессы принятия решений; проведение общественного мониторинга последствий принятия тех или иных нормативных актов и состояния гражданского общества.

9.3. Внедрение пилотных проектов, действующих моделей инновационных социальных технологий, направленных на решение проблем общественного развития ( реализация посредством создания Общественных палат края и муниципалитетов, разработки социальных заказов с последующим их осуществлением через системы грантов).

9.4. Организация образовательно-просветительской деятельности, обеспечивающей реализацию принципов социального партнерства, что можно осуществить посредством введения дисциплин «граждановедение», «право», «права человека» в школах, лицеях, техникумах, вузах, а также организация системы обучения граждан , создание Общественных палат края и муниципалитетов, разработка социальных заказов с последующей их реализацией через системы грантов.

9.5. Создание сети эффективного обмена информацией между различными институтами гражданского общества. Это возможно реализовать путем создания специализированных разделов на сайтах муниципалитетов  края, выделение постоянных квот в СМИ, принадлежащих краю и муниципалитетам для размещения информации, поступающей от общественных организаций и объединений.

10. Организационное обеспечение реализации Концепции

Реализация положений Концепции должна привести к разработке Целевой программы развития гражданского общества в Приморском крае. 

Разработка Целевой программы должна строиться на основании Концепции, прошедшей обсуждение в общественном секторе Приморского края и предложенной Краевому Законодательному Собранию в качестве общественного заказа на разработку Целевой программы.

Законодательное собрание должно разработать план мероприятий по созданию Краевой Целевой программы «Развитие гражданского общества»

Публичное обсуждение хода реализации мероприятий осуществляется в рамках Консультативных советов общественных и политических организаций при Губернаторе Приморского края,  на краевых общественных активах и советах, соответствующих рабочих совещаниях.

11. Финансовое обеспечение реализации Программы
Ф
инансовое обеспечение реализации  Программы осуществляется из следующих источников: краевой бюджет; взносы и пожертвования юридических и физических лиц; средства общественных и иных некоммерческих организаций и иные, не запрещенные законом источники.

12. Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности программы может производиться ежегодно по следующим показателям:

·        Количество некоммерческих организаций (на 1000 жителей);

·        Количество общественных объединений (на 1000 жителей);

·        Количество граждан, вовлеченных в деятельность общественных организаций и объединений (доля в процентах от общего числа жителей);

·        Количество НКО, принимающих участие в местном самоуправлении, в том числе – публичных слушаниях, в выполнении социальных муниципальных заказов;

·        Доля продукции, произведенной НКО, в общем объеме валового регионального продукта;

·        Доля расходов консолидированного бюджета Приморского края на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых НКО, не являющихся учреждениями и автономными учреждениями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Приморского края на финансирование отраслей социальной сферы;

·        Объем финансовых средств, привлеченных НКО на территорию края.

Заключение

 

Реализация Концепции краевой Целевой программы поддержки развития гражданского общества Приморского края в 2010 - 2014 годах будет способствовать развитию общественной активности, консолидации органов государственной и муниципальной власти, общественных  и иных некоммерческих организаций в целях повышения качества жизни населения, достижения социальной стабильности и устойчивого развития гражданского общества Приморского края.


 

Subscribe

  • О пользе индивидуального

    Семья девочки, с которой я два года репетиторствовала, устроила прием в честь успешного окончания первого семестра в музыкальном колледже при…

  • Про тушь

    Студенты разных ВУЗов обсуждают что лучше: жена или любовница? Курсант морского ВУЗаг говорит:«Конечно же жена! Ты в экспедиции, а она тебя…

  • Машиноломание

    Неподалеку от моего дома заложили новый завод по утилизации автомобилей. http://www.newsvl.ru/vlad/2017/10/25/164358/ В нашем городе решили в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments