Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятая в 2003 г. положила начало новой муниципальной реформе, которая должна закончиться в нынешнем, 2009 г. Мониторинг бюджетных процессов одновременно в трех крупных городах Приморского края позволил выявить основные проблемы бюджетной реформы, тесно связанной с реформой местного самоуправления. Разные города Приморского края получают различную по объему помощь из федерального центра, даже если города примерно равны по количеству населения, зависит от двух основных факторов.
Во-первых, это объем тех полномочий вышестоящих органов власти, которые передаются на места, поближе к тем, кому и нужно производить доплаты: учителям за классное руководство, работникам скорой помощи, сотрудникам МВД. Кроме того, муниципалитеты содержат ЗАГСы, кормят младших школьников (а это с принятием закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» уже не является функцией городских округов).
Во–вторых, муниципалитеты участвуют в тех или иных краевых или региональных программах и получают средства на их реализацию. Например, на переселение граждан из ветхого жилья, на капитальный ремонт домов, на развитие бывших шахтерских городов.
Если в первом случае, размер трансфертов зависят только от количества граждан, которым производятся выплаты, то во втором – только от расторопности чиновников городских администраций, сумевших войти в ту или иную программу и «выбить» деньги на их реализацию. Отсюда и разница в общей сумме трансфертов.
Тансферты получают практически все города России. В настоящее время в Бюджетном Кодексе предусмотрены четыре степени зависимости муниципальных бюджетов. Они исчисляются из доли трансфертов (за исключением субвенций) по отношению к собственным доходам города: менее 10%, 10-30%, 30-70% и более 70%. Чем меньше доля трансфертов в доходной части бюджета города, тем выше рамки полномочий у городских властей.
Зависимость бюджета от региональных властей определяется в относительных величинах. В соответствии со ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ определяют следующие градации зависимости:
- если доля трансфертов в местном бюджете за 2 последних года за исключением субвенций превышает 10% от собственных доходов, то органы местного самоуправления не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления;
- если доля трансфертов в местном бюджете за 2 последних года исключением субвенций превышает 30% от собственных доходов, то органы местного самоуправления года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления;
- если доля трансфертов в местном бюджете за 2 последних года исключением субвенций превышает 70% от собственных доходов, то к такому муниципальному образованию применяют еще и карательные меры: внешнее наблюдение, требования о повышении эффективности бюджетного процесса, вплоть до приостановления предоставления трансфертов.
Соотношения между собственными доходами и безвозмездными поступлениям из вышестоящих бюджетов
Год | Всего доходы бюджета, тыс. руб | Собствен- ные доходы, тыс. руб | Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов | Отношение безвозмездных поступлений к собств. Доходам, % | |
Всего | Кроме субвенций | ||||
Владивосток | |||||
2007 | 6 261 191 | 4 733 151 | 1 528 040 | 526 466 | 11 |
2008 | 6 454 576 | 4 785 000 | 1 669 576 | 664 953 | 14 |
2009 | 6 671 646 | 5 519 823 | 1 151 721 | 139 230 | 3 |
Уссурийск | |||||
2007 | 1 901 841 | 928 786 | 973 055 | 383 008 | 41 |
2008 | 1 884 345 | 1 110 177 | 764 168 | 231 430 | 21 |
2009 | 2 115 170 | 1 391 074 | 724 096 | 146 779 | 11 |
Артем | |||||
2007 | 1 046 118 | 676 346 | 369 772 | 51 990 | 8 |
2008 | 1 380 870 | 876 950 | 503 920 | 244 097 | 28 |
2009 | 1 513 415 | 844 007 | 569 408 | 396 522 | 47 |
Особого прироста в трансфертах не наблюдается. Исключение составляет только Артем, который сумел получить значительную сумму в 2009 г (234 млн. руб.) на реализацию федеральной программы развития бывших шахтерских городов.
Как видно из таблицы, Владивосток и Уссурийск за последние 3 года снижают свою зависимость и становятся все более самостоятельными. Например, Владивосток имеет право брать на себя обязательства, не входящие в компетенцию местного самоуправления. Поэтому у них появились мощные программы социальной поддержки инвалидов, одаренных детей, пожилых людей и т.д. Уссурийск также близок к заветной цели – границе в 10%. А вот Артем все более впадает в зависимость от региональной власти. Мало того, что он ежегодно получает преференции по доле подоходного налога, остающегося в местном бюджете, так он и повышает свою зависимость от вышестоящих бюджетов.
Итак, что в зависимости плохо: нельзя развернуться во всю ширь: есть ограничения по заработной плате для муниципальных чиновников, и, что самое неприятное – муниципалитеты не могут оказывать поддержку своему населению, а вынуждены постоянно просить помощь у вышестоящих инстанции.
Что в зависимости хорошо: окончательно пропасть все равно не дадут: будут давать дотации из бюджетов всех уровней, входить в положение при назначении доли налогов, которые можно оставить в городе.
В подтверждение этого факта приведем сведения о бюджетной обеспеченности на одного жителя города. Для получения этой характеристики мы поделили доходную часть бюджета городов на численность его жителей. Данные о численности взяты с официальных сайтов городов по состоянию на 2006 год и составили: Владивосток – 593 600чел., Уссурийск – 161 000 чел., Артем - 111 600 чел.
Характеристика доходной части бюджетов
городов Приморского края в пересчете на одного жителя
Год | Всего доходы бюджета на одного жителя, тыс. руб | Собственные доходы на одного жителя, тыс. руб | Безвозмездные поступления, на одного жителя, тыс. руб. | |
Владивосток |
| |||
2007 | 10,26 | 7,76 | 2,50 |
|
2008 | 10,58 | 7,84 | 2,74 |
|
2009 | 10,93 | 9,05 | 1,89 |
|
Уссурийск |
| |||
2007 | 11,81 | 5,77 | 6,04 |
|
2008 | 11,70 | 6,96 | 4,75 |
|
2009 | 13,14 | 8,64 | 4,50 |
|
Артем |
| |||
2007 | 9,37 | 6,06 | 3,31 |
|
2008 | 12,37 | 7,86 | 4,52 |
|
2009 | 13,56 | 7,56 | 6,00 |
|
Как видим, все города Приморского края живут примерно одинаково. Правда, при этом имеют разные права. Владивосток волен принимать на себя любые обязательства, Уссурийск ограничен в назначении окладов муниципальным служащим, а Артем не может принимать обязательств, и ограничен в окладах служащим. Особенно больно это положение бьет по населению. Артем не может обеспечить элементарных льгот малоимущему населению: бесплатный проезд в транспорте, материальную помощь людям, попавшим в трудную ситуацию и т.п.