Categories:

Чтобы рыбку съесть..

Сначала ее нужно выловить.  Вчера я рассказала о проблеме утилизации военных кораблей.  В комментариях  возник вопрос не по теме поста — почему у нас мало рыбы, комментатор, наверное, Навального перечитался, т.к. сказал, что из-за непрозрачного распределения квот.  Но кто бы рыбу ни ловил. ее нужно продать потребителю.  Я посмотрела статистику  мирового потребления рыбы и морепродуктов,   она меня удивила. У нас в Приморье рыбы много и всякой. Морепродукты тоже есть всякие. Ну, думала что и все россияне видят рыбу любую. Моя семья покупает в среднем 2 кг. рыбы в неделю, получается, что мы потребляем по 34-35  кг. рыбы и морепродуктов на человека, т.е питаемся как испанцы.

Почему так происходит?  Ведь морские природные ресурсы являются основой развития зарубежных высокотехнологичных экономик, поскольку они обеспечивают развитие смежных отраслей. Например, в Норвегии морская индустрия создает 12% экономики всей страны. А в Исландии ВВП смежных с рыболовством отраслей экономики в 1,5 раза превышает ВВП собственно рыболовства. В США биоресурсы экономической зоны направлены на развитие собственного судостроения. Крупнейшими судостроителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются Япония, Китай и Корея.

Россия тоже планировала, что  как и в США рыбодобытчики будут  тратить свою прибыль на развитие судостроения.  Сейчас  90% рыболовные судов работает со значительным превышением нормативных сроков эксплуатации. Государство стимулировало  рыбаков на вложение средств в  развитие судостроения. Пользователи  рыбных квот получали от государства льготы. В частности, 85-процентную льготу по оплате ставки сбора за пользование биоресурсами. Только накопленный размер этой льготы за десятилетний период на сегодняшний день составляет около $2,8 млрд.

Проблем в развитии судостроения для рыбодобычи много. Основная — мало судостроительных заводов.  «Плохой» Сердюков сумел пробить государственную програму развития военно-морского флота. Десять лет почти все имеющиеся в России заводы были заняты постройкой военных кораблей. Задачу, хоть и со скрипом, решили, флот омолодился. Средний возраст военных кораблей сейчас 19 лет. Попутно с восстановлением судостроительной отрасли восстанавливались и навыки работников. В СССР судно строилось в среднем за 3,6 лет, а в современной России — 7 лет. 

В постройке судов для рыбодобычи  все проблемы идут еще из времен СССР,   еще тогда  был введен запрет на поставку  высокотехнологичного оборудования для рыболовных судов,  законодательный запрет в Японии на строительство рыболовных судов для СССР по причине создания конкуренции японскому рыболовному флоту. Даже душка-Горбачев и любящий всех Ельцин эти запреты не пробили. Для быстрого обновления флота Россия  недавно заказала Турции траулеры-процессоры для промысла дальневосточного минтая, а ведь эта  страна никогда не строила подобных судов.  Заказы размещены на верфях Китая и Южной Кореи. В Корее сменился президент, и от выполнения российских заказов они отказались.

С 2012 года по инициативе Путина во Владивостоке проводятся регулярные саммиты АТР. Японию продавить не удалось. Там все переговоры начинаются со слов «острова отдай».  А вот Индия вложилась в судостроительный завод «Звезда». Правда, не для рыболовного флота, а для строительства семи газовозов, в строительство ледоколов вложился Газпром. Но завод-то потом может строить что угодно, но на ближайшие 7 лет он укомплектован заказами.  

Китайцы вложились в создание компактной, современной судостроительной верфи на одной из площадок в Находке.  Китайский  инвестор размещает на площади в 14 гектаров производственные мощности, позволяющие строить на первом этапе семь-восемь 90-метровых современных крупнотоннажных траулеров-процессоров в год, с годовым объемом производства 26–29 млрд руб. Либо 15–18 штук 55-метровых среднетоннажных рыболовных судов, с удвоением указанного количества судов на втором этапе. По отечественным меркам верфь, производящая десятки высокотехнологичных судов в год, будет  самой производительной в Российской Федерации, по китайским — одной из самых маленьких. На этой же верфи будет организовано  техническое обслуживание и ремонт вновь построенных судов на всем жизненном цикле. Возможно, что и их утилизация.

В 2020 году в Находке  на этой верфи уже заложили пять судов — краболовов, пока идет сборка  корпусов, но уже во второй половине этого года заводу потребуется около 500 рабочих для изготовления «начинки». Завод активно строит дома для своих  работников, так что вполне может принять бывших судостроителей  из Николаева.  Заказчики – компании ООО «Антей Север», ООО «Алестар» и ООО «ТРК». Для ООО «Антей Север» строятся пять судов, для ООО «Алестар» строится одно судно, для ООО «ТРК» строятся два судна. 15 мая  2020 года были заложены кили всех восьми судов проекта. Строительство нескольких судов одновременно удешевляет строительство.

Привлекать технологических партнеров крайне важно, потому что подобные инвесторы вкладывают огромные средства в науку и представляется возможность воспользоваться результатами глобальных исследований. Ведь в состав упомянутой выше китайской корпорации входят пять крупнейших в КНР научно-исследовательских центров государственного уровня, 28 институтов регионального уровня, более 150 крупных научно-исследовательских лабораторий, которые ведут исследования в более чем 360 секторах и в которых трудится более 40 тыс. сотрудников. Поэтому китайская корпорация производит полный спектр всего оборудования для морской техники и готова размещать  производство  и на территории России.  Это и есть реальное воплощение распространенного в мире принципа «технологии в обмен на часть внутреннего рынка». Так было  у нас — например, в автомобилестроении.

Уникальность наших условий для создания индустрии технически сложного гражданского судостроения состоит прежде всего в огромном внутреннем спросе, исчисляемом многими сотнями рыболовных,  научно-исследовательских и некоторых других видов технически сложных судов, которые десятилетиями не строились. А также в наличии практически готовых площадок в незамерзающих акваториях Приморья и Сахалина для размещения компактных судостроительных мощностей и в нахождении в шаговой доступности всех трех ведущих мировых судостроителей — Китая, Кореи и Японии, носителей необходимых нам современных технологий.

Есть надежда, что года через три  у России появится новый рыбодобывающий флот, и рыбы мы будем есть больше. Одновременно решилась и другая проблема — судостроение Японии и Южной Кореи развивалось на нашем металле или ферросплавах. Теперь этот металл будут потреблять наши судостроители, так что металлурги не потеряют  работу и прибыль. 

Источники информации: тут и тут

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →