Categories:

Как умирают военные корабли

Есть которые говорят, что Россия — не морская держава.  Подозреваю, что это те же люди,  что рассказывают нам о «европейских ценностях». Так вот, Россия имеет протяженные морские границы и омывается 13 морями. Нравится мне слово «омывается» — это как-бы омолаживается, очищается...

Любые границы нужно защищать. Их для того и устанавливают все страны, чтобы огородить свою территорию от любых поползновений. Морские границы защищает морской флот.  Россия постоянно следит за состоянием своего флота. Ведь у  морских судов есть нормативные сроки службы. Например, у атомных подводных лодок он составляет 25 лет, восстановленная  в последние десятилетия служба обслуживания  кораблей флота, а это профосмотры, планово-предупредительные ремонты может увеличить срок службы лодок до 39 лет. Надводные корабли служат дольше, но в среднем в 40-50 лет и их приходится выводить из состава ВМФ. 

Как ни ремонтируй, ни обслуживай,  приходит время списания. Что это значит? С судов снимают все военное оборудование,  конопатят все дырки и щели,  и на буксире оттягивают «посудину» к месту разрезки на металлолом.  Утилизация кораблей — тоже работа, которая стоит денег,  и которую кому попало не поручишь.  Ведь нужно уметь соблюдать экологические требования, требования безопасности иметь причалы, краны и другую технику.

Министерство обороны еще в 2017 году заключило контракт с АО  металло-перерабатывающий завод «Аскона» на утилизацию  двух дизель-электрических подводных лодок проекта 877,  а также двух эскадренных миноносцев проекта 956, базировавшиеся на Северном флоте.  Оба судна загрязнены остатками нефтепродуктов и их затопление угрожает экологической обстановке в Кольском заливе.  По еще одному контракту эта же «Аскона» должны утилизировать  подводную лодку и  два военных корабля  на  Тихоокеанском флоте.

Пожар на эсминце, затопленный миноносец и утонувшая подводная лодка. Это не сводки потерь во время активных боевых действий и не игра «Морской бой».  Это итоги  деятельности семьи  Пальченко из Мурманской области. За такую «утилизацию» им может грозить лишение свободы — к списку заслуг добавилось уголовное дело о мошенничестве. Ущерб министерству обороны оценивают в 61 млн рублей.  Я посмотрела на сайте налоговой службы. АО «Аскона» зарегистрирована в Архангельске и  имеет в штате 12 сотрудников. А это означает, что работы по утилизации выполняют СЛУЧАЙНЫЕ подрядные организации, которых нашли работники «Асконы» в  разных регионах России. Свою мини-империю на утилизации подлодок и эсминцев сколотил  бывший офицер  северной базы подводных лодок  Гремиха  Иван Пальченко. После его кончины компании перешли к его супруге – Людмиле Иосифовне Пальченко и частично сыну – Николаю Пальченко. Но под новым управлением дела пошли не так ладно. 

         Утилизация кораблей военного флота

В Приморском крае для распила списанных судов «Аскона» выбрала площадку в бухте Козьмино,  она находится в Находке.  В декабре 2019 года из владивостокской бухты Улисс вышло судно Морской спасательной службы, на буксире  судно тянуло подводную лодку «Чита». Заказчиком операции была «Аскона», а план буксировки разработало командование  Тихоокеанского флота. Были проведены мероприятия по герметизации корпуса лодки, по демилитаризации, а также обеспечены взрывопожаробезопасность, непотопляемость и остойчивость корабля. Лодка не дошла до Находки, набралась воды и затонула.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования  выставила иск к  Федеральной Морской спасательной службе о возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на сумму 188 млн 790 тыс. 196 рубля 56 копеек. Арбитражный суд Москвы этот иск удовлетворил.  Так что одно ведомство, финансируемое из госказны отдаст почти 200 миллионов другому ведомству.  Но ведь спасать тонущие суда и людей все равно нужно, поэтому государство компенсирует потери Морским спасателям.

Прошла зима, настало лето,  и в бухте Козьмино  экологи обнаружили разлив нефтепродуктов. Оказалось, что источником разлива является давно выведенный из состава ТОФ бывший эсминец «Боевой», который с весны был передан компании АО МПЗ «Аскона» для утилизации. На этот раз  флот сам обеспечил буксировку списанного корабля в бухту Козьмино для передачи новому владельцу – компании «Аскона». Именно она должна  была его утилизировать. Во время транспортировки из бухты Абрек в бухту Козьмина корабль шёл на ровном киле и во время  передачи новому собственнику не имел повреждений корпуса, из-за которых он мог бы начать уходить на дно.

Эсминец Боевой
Эсминец Боевой

Место разлива нефти огородили, нефть вычистили, а иск на этот раз предъявили АО «Асконе». Резали судно прямо в море, корпус и разгерметизировался.

На северном флоте АО «Аскона» тоже потопила корабль. Компания   разделывала судно на металлолом на территории бывшего военного бетонного завода в  Мурманске. В марте 2020 года начался шторм, корабль трепало у стенки,  он был плохо закреплен.  Нанесен экологический ущерб, наверное, тоже на миллионы. А на втором судне, переданном на утилизацию,  случился пожар.

В 2020 году Людмилу Пальченко заподозрили в афере, в результате которой Минобороны потеряло 61 млн рублей. Выявила возможные хищения проверка военной прокуратуры Североморского гарнизона.  «Аскона» должна была вернуть министерству обороны 61 миллион рублей.  Это деньги от реализации металлолома после распила двух эскадренных миноносцев проекта «Гремящий» и «Безудержный».

Странное какое-то дело. В стране, где много судов морских, речных, военных, торговых нет нормальной фирмы по превращению отслуживших свой срок посудин в металлолом? А ведь наш флот обновился, т.к. действовала госпрограмма, а значит будут утилизированы отслужившие свой срок корабли.   

В Черном море  есть много брошенных украинских кораблей, удручающую картину мы увидели в Азовском море.  Крейсер «Москва» был построен на Николаевском судостроительном заводе в 1979 году, он уже выработал свой ресурс.  Тем не менее, его планируют поднять со дна Черного моря, скорее всего, его тоже порежут.  Работы по превращению списанных кораблей в металлолом много, а делать ее некому. Получается, что пословица «ломать не строить» не работает.