Оля и ее правитель Zero
Я поступила в институт и — ура!!! Дали место в общежитии, в самом центре города. На каждом этаже 35 комнат, общая кухня, к каждом торце — туалеты и умывальники, еще холл для общений. Комнаты рассчитаны на 4 человека, только в торцах жили по двое, но это счастье доставалось пятикурсникам.
Наборы были большие — заводы строились, инженеров нужно было много. В 1970 году на наш факультет был набор 100 человек на технологию обработки и 50 — на теплотехников. Если учесть кандидатов, а их было по 2-3 в группе, то довольно много выходит. Иногородних студентов было 60-70%%. На первых двух этажах жили студенты горного факультета, а мы, механики, занимали третий, четвертый и пятый.. Мест для всех не хватало, холлы перегородили, там удалось установить по 10 кроватей. В комнаты втискивали еще одну кровать поперек, под окно. Сейчас даже странно вспоминать: на такие условия жизни, и при таких огромных наборах конкурс был 8.2 человека на место. Для сравнения — сейчас в ДВФУ на направление «механика» набирают 20 человек, а конкурсов нет.
В комнате, где мне дали место, нас было трое из одной группы, а две девочки — с другого потока, теплотехники. На занятиях мы с ними не пересекались, вернее почти не пересекались. Общепотоковые лекции (160 чел. в аудитории) у нас были только по истории КПСС и потом по научному коммунизму и политологии. Напротив моей кровати была кровать Оли — теплотехника. Я таких людей раньше не видела. Ярко-рыжие волосы, они у нее были сильно кудрявые, прядки вились как пружинки, поэтому небольшая головка с огромной копной волос казалась солнцем. Лицо усыпано веснушками, да так часто, что смотрится скорее рыженьким. Мы всей комнатой ходили в душ, он в подвале общежития был, я увидела, что веснушки у Оли везде. Вот нашла на просторах интернета фотографию девушки очень похожей на Олю в те годы. Волосы у Оли были ярче, красноты было больше.
В комнате хоть и живут впятером, но все равно с кем-то дружишь больше, с кем-то меньше. Мы подружились с Олей. Сейчас думаю, что сблизило нас стремление все задания делать самостоятельно и в срок. Наши соседки норовили списать задания по математике, даже конспекты ленинских трудов — списать. Оля очень стеснялась своей внешности, поэтому была домоседкой. Я почему-то тоже любила оставаться по вечерам в комнате. Наши соседки ходили в кино, на танцы, а мы с Олей ходили только на институтские вечера. И вдруг на втором курсе Оля объявляет, что она влюбилась по уши и скоро выйдет замуж! Мы были удивлены, думали что избранник с их потока теплотехников. Но нет, парень оказался курсантом ТОВВМУ (Тихоокеанское Высшее Военное Училище). Познакомились в электричке, когда Оля ехала домой в Партизанск. Парень был уже на 5 курсе, подводник и уже распределился в Вилюйск. Бравый без пяти минут офицер сказал, что жена должна быть рядом с мужем. Оля согласилась. Я ее отговаривала: будешь к нему летать два раза в год на каникулах, у них там отпуска по 45 дней, он будет рядом. Не согласилась. Уговаривала перейти на заочный, но у теплотехников не было заочного отделения. Небольшое торжество в кафе, Оля пригласила меня и еще девочку из своей группы, офицер — тоже только одного друга. Денег на шикарную свадьбу не было.
Оля написала мне четыре письма. Писала редко — о холоде, о гарнизоне, в котором ничего нет. Потом переписка как-то сошла на нет. Когда я училась на 4 или 5 курсе, мне пришло письмо на адрес деканата. Оля написала: «Любовь растаяла в тумане льдинкою, а мне оставила коляску с Димкою». Обратного адреса не было.
В 2012 году мы встречались с одноклассниками, тогда и постановили: всем зарегистрироваться в «Одноклассниках», хотя бы раз в неделю заходить туда, если появляются новости — сообщать. В «Одноклассниках» находятся и другие люди: соседи, коллеги, попутчики, у меня там в друзьях около 300 человек... Лет 8 назад ко мне в друзья попросилась Оля из Киева. Я ее не узнала. Оля объяснила кто она, и рассказала о своей жизни. Офицер знал, что едет туда, где жениться проблемно, поэтому скорее всего ему светит место в офицерском общежитии. Увидел в электричке Олю, понял, что у нее — комплексы. Знал, гад, что первая любовь безрассудная, поэтому комплименты, цветочки, даже стихи — все это он применил, чтобы за два оставшихся до отъезда к месту службы месяца жениться.
В гарнизоне он жил своей жизнью: походы на подлодке, просто служба, а в свободное время — рыбалки, покер и кутежи с друзьями. Квартиру им дали сразу. Оля должна «создавать уют» и готовить кучу еды на застолья по выходным. Ничего не изменилось и с рождением сына. Даже эта толпа продолжала ходить к ним в однокомнатную квартиру. «Мужик должен расти среди мужиков», а рыжие голоса не имеют.
Оля уехала в Красноярск. Просто потому что там на металлургическом предприятии давали комнату в малосемейке. Работала на комбинате и поступила в пединститут на вечернее, получила диплом учителя английского языка. Каким-то загадочным образом оказалась в команде Анатолия Быкова, тот из гопников переобувался в политика, ему нужны были люди, умеющие писать речи, листовки. Платил хорошо, Оля сумела купить квартиру. В начале 2000 Быкова судили и посадили, а перед этим в его офисах было много обысков и вот этого: «лицом в пол», для женщины это стрессы. Сын Оли уже был взрослым, институт закончил и женился на украинке. Жил в Киеве, в семье маленькие дети. Оля продала квартиру и переехала поближе к сыну. Там какие-то продажи, доплаты. Получилась небольшая 4-х комнатная квартира, в которой сейчас живут: сын с женой, младший внук Оли и сама Оля. Старший внук живет в Белгороде.
Вчера Оля написала мне в «Одноклассниках». Сын и внук пошли получать автоматы. Старший внук из Белгорода призван на переподготовку. Может и ему выдали автомат, связи у них пока нет. Оля в панике. Сыну 50, внукам 28 и 21. Она любит всех и не знает что ей делать и в какую сторону бежать.
Ну разве можно неорганизованным в какую-нибудь армию людям выдавать оружие? Зеленский хорошо играет на рояле, но ... как главнокомандующий, узнавший из фильмов про войнушку, что слово «ставка» — это не про казино, он — полный ноль, «Zero».