Category:

Исторические параллели

Большевистские художники  в первые годы после революции рисовали помещиков, попов, белогвардейцев  в виде карикатур. Мне от отца осталась книга  «История гражданской войны». Вот разворот из нее:

А как воспринимали сторонников революции люди, принявшие ее.  Интересны ведь самые первые впечатления, потому что они  еще не отшлифованы идеологией. Художник и рисовальщик Иван Владимиров  (1870-1941)  в  1917—1918 годы работал в Петроградской милиции. Рисовал портреты разыскиваемых преступников. Сделал большой цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов годы революции  и периода военного коммунизма.  Позже он стал художником — баталистом и монументалистом, награжден орденом Трудового Красного знамени.  Но мне интересны именно его зарисовки. 

На фоне разваленных сараев без крыши большевик рассказывает о светлом будущем — коммунизме. И по лицам видно, что в это не верит никто.

Все дамочки с сигаретами.  Вон когда это началось
Все дамочки с сигаретами. Вон когда это началось

Молодой пролетариат умеет читать, дамочкам он кажется крутым. Сколько золота на парне. Мы же потом все это увидели в «святые девяностые».

Субботник 1923
Субботник 1923

А тут уже улавливается   будущая традиция: комиссары, политруки будут ходить в кожаных куртках и с кожаными портфельчиками и вести учет. А женщины будут пилить, строить, укладывать шпалы.

Революционный цикл рисунков не выставляется, но ведь и репрессирован он не был «за искажение образа революции». Картины и зарисовки Владимирова хранятся в запасниках Русского музея и Третьяковской галереи. В 2017  году была организована выставка картин Владимирова в музее политической истории. Но и там не были выставлены все его работы, сделанные во время революции.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded