Эффект бабочки. Часть 1 — уголь
В научно — фантастическом рассказе Рея Бредбери “И грянул гром” охотник Экельс отправился с командой на 65 миллионов лет назад, чтобы убить Тираннозавра. Ну он же все равно умрет от падения на него дерева. Охотника предупреждали, чтобы он не отходил от курса и действовал по плану, иначе это приведет к непредсказуемым последствиям, но главный герой запаниковал и убежал. По прибытии обратно в 2055 год путешественники обнаружили, что мир изменился. У них теперь другой язык, а у власти злой диктатор. Сбитый с толку Экельс замечает, что раздавил бабочку, когда бежал к машине времени. Он понял, что, убив насекомое, он изменил будущее.
«Эффект бабочки» — так назвали это явление, когда люди меняют что-то на их взгляд незначительное, а мир впоследствии полностью меняется. Об этом не задумываются совершенно политики, когда вводят различные санкции и вмешиваются в устоявшиеся экономические процессы. И примеров этому тьмы и тьмы. Я сегодня порассуждаю об угле.
Украина. Донецк и Луганск не захотели говорить и ВЕСТИ ДЕЛОВОЙ ОБОРОТ на украинском языке, предупредили об этом «новых и прогрессивных политиков». Те не услышали, началась затяжная гражданская война. А Донецк поставлял уголь на тепловые станции и котельные Украины, да еще и в Россию продавал. Там же были и коксующиеся угли для доменных печей. Шахтеры — мужики, ушли на войну, шахты закрылись, доменные печи загасили. Киевские горе-политики стали искать уголь по всему свету. Привезли из ЮАР, но ... забыли посоветоваться с инженерами. Ведь для каждого сорта угля нужна своя топка, а некоторым — и подтопка. Не получилось добыть тепла Украине из угля негров. Пришлось опять обращаться к «агрессору». Но... Россия не сидела в уголочке в обидках, а искала другие рынки сбыта. И они конечно же нашлись! Если до 2014 года основным экспортером российского угля были страны Европы, то к 2020 резко выросла доля стран Азии. Китай увеличивает объемы производства, Япония заменяет атомные электростанции на тепловые.
Добыча угля за последние три года выросла на 16%. Чтобы продавать уголь в Азию Россия подготовилась основательно, причем начала действовать задолго до 2014 года. Угольные терминалы на Востоке начали строить 20 лет назад, суда для перевозки угля модернизированы в начале 2000, а рост производства вагонов для перевозки сыпучих грузов за период с 2017 по по 2020 вырос на 20%. Я видела новый угольный терминал в потру Восточном. Вагон загоняют на специальную платформу, платформа переворачивается, и уголь оказывается в трюме судна.
Рассмотрим подробнее список стран, в которые Россия поставляет уголь. К сожалению, нашла только до 2018 года. В этой табличке интересны колонки с долей Российского угля в стране.
Видите? Литва на 99% живет на российских углях, а орет чуть ли не больше всех о каких-то «санкциях». Ответные санкции — простые как усик бабочки — те 300 тысяч тонн, что она получает — отдать Китаю, тем более он ПРОСИТ! Украина больше всех винит Россию в своих бедах, при этом плохо платит за то, что ей продают. Ну и не стали ей продавать. Понятно, что уголь на 2021 год уже продан, и ничего изменить не получится. И пока не понятно чем Украина заменит российский уголь. Если считать, что потребность в угле на Украине сохранилась на уровне 2018 года, то ее легко вычислить: (15009\70) х 100 = 21 441 тыс. тонн. Вроде бы украинцам рассказали, что на выручку спешит Казахстан. Но 80% добытого угля Казахстан потребляет сам, а продать может не более 500 тыс. тонн. Как видим, Украину это не спасет. В прошлые годы уголь Украине продавала ... Белоруссия. Ну мы все знаем умение батьки работать вентилятором. После событий лета 20, угол вращения вентилятора подкручен. Угля с той стороны не предвидится.
На Украине до той поры, когда она взяла курс на кружевные трусики, добывали 38 миллионов тонн угля. Сегодня в ДНР работает 17 шахт. Объемы добычи также сильно просели: в 2017 году объемы упали в сравнении с 2014 более чем в два раза, до 6 млн. тонн. В 2019 добыли 7,4 млн. тонн. Значительное количество шахт также законсервированы. Уголь ДНР Киеву не продает. В ЛНР добыто 5 млн. тонн, но он идет на нужды местной металлургической промышленности.
Вот чем обернулось стремление недальновидных киевских политиков заставить людей говорить на украинском. Даже по нынешним, резко упавшим объемам добычи угля, те 15, 4 миллиона тонн, добытых в ДНР и ЛНР закрывают 63% потребностей страны, да и платить за него нужно гривнами, а не заемными у МВФ долларами. Достаточно просто сесть и договориться пока в Киеве не забыли русский язык. Заодно и нос бы утерли «агрессору», вместо того, чтобы орать: «Путин нам угля не дает!». Он что, подряжался вам уголь давать? Да и углю все равно на каком языке говорят шахтеры, и печам на ТЭЦ все равно.