Category:

Лазо и топки. Эффект Манделы

Как красива тайга в конце осени.  Знаешь, что эта красота вот-вот уйдет под снег,  и от этого немного грустно. Фотографию взяла у Юлии   Это — перевал на Сихоте-Алиньском хребте в Лазовском районе.

Всегда любила этот уголок Приморья с природой, в которую пока мало влез человек со своими повадками. А у Юли талант видеть красоту! Сами посмотрите как красиво, у нее много фотографий заповедного района на самом крайнем востоке Приморья, рекомендую зайти по ссылке. 

Свое название район получил в честь Сергея Лазо, молдованина по национальности, дворянина по происхождению   и романтика революции по жизни. Лазо возглавлял восстание  во Владивостоке. Название району дали в 1949 году, через  29 лет после смерти.  Официальная версия гласит, что Лазо  отловили  японцы во Владивостоке и передали казакам — белогвардейцам. Потом Лазо якобы  сожгли в топке паровоза. Да,  в Википедии написано «сожгли живьем в паровозной топке».  Вот фото тех лет, на ней — японцы во Владивостоке. Они идут по Светланской, демонстрации и парады и сейчас проходят на этом месте, только направление их  поменялось на противоположное.

Ну,  а нестыковок  с убийством Лазо много. Очевидцы говорят, что  революционеров расстреляли на берегу речки Объяснения, а трупов горожане не нашли.  Почему-то отловили японцы, отдали белогвардейцам, а потом ... японцы сожгли живьем. Легенда о  сожжении основана на показаниях одного очевидца, он видел, как в топку паровоза засовывали МЕШКИ. А потом откуда-то появилась «сожгли живьем».  Я пока исследую этот  эффект Манделы, источника его не нашла, но если 1949 году Президиум Верховного совета СССР присвоил целому району имя Лазо, значит сказка о сожжении живьем была сильна.

Паровоз, в топке котрого  якобы сожгли  Лазо, установили в 1973 году в Уссурийске, через дорогу от моей 130 школы и в одном квартале от дома,  где я жила. Конечно же, вся наша школа  была на открытии мемориала. На митинге   были сестра Лазо, старые большевики. Когда митинг закончился, мы облазили весь паровоз.  В топку человека засунуть не получится, ведь размер шуровочного отверстия  меньше 40 см.  Конечно же, народ стал интересоваться: а тот ли это паровоз, а жгли ли Лазо?  Горком КПСС отреагировал быстро! Первым делом заварили  двери, вторым убрали длинный текст с историей сожжения под стеклом и третьим — установили лаконичную табличку.

В мои школьные  годы нам привили интерес к истории своего города и края. Рядом со школой был клуб  управления железной дороги. В клубе — богатая библиотека, с еще дореволюционными книгами.  Мы пропадали в этой библиотеке  примерно класса с 5-6, потому что была такая «мода»  в школе— по средам проводить научную конференцию. Каждый мог выступить с докладом на любую тему.  В школе учились дети управленцев дороги, они и занимались изучением истории ДВЖД. Один мальчишка откопал, что вместе с Лазо были схвачены  Луцкий и Сибирцев. И схватили их белогвардейцы, доставили во Владивосток и расстреляли на окраине города. А   паровозы серии «Е»   были  изготовлены в Америке и поставлялись в СССР по Ленд-Лизу в 40-е годы.  На вопрос: «Почему рядом  с именем Лазо нет Луцкого и Сибирцева» нам никто ответа не давал. Так что ... имеем очередной народный миф и эффект Манделы.

 Чтобы убрать вопросы журналисты местной газеты «Коммунар» провели расследование и нашли, что  один паровоз  Ел-629 был построен и доставлен в Россию в 1917 году и использовался на КВЖД.  И он действительно находился на станции Эгершельд в 1920 году. Но  созданию достоверной картины это никак не поспособствовало.  Упомяну лишь один достоверный факт. Паровоз Ел-629 бегал по железной дороге до 1972 года, никто не упоминал о его кремационном прошлом. А когда его списали в утиль,  вдруг оказалось, что вот он — убивец.

А Лазовский район красивый!  А миф о Сергее Лазо какой-то корявый. Прошло 100 лет с его трагической гибели,  но так и не ясно ни кто его убил, ни где его могила.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded