Кто ввел моду во всем винить американцев
Вчера я написала историю о спасении от голода детей Петрограда. Родители отправляли своих детей в апреле и мае 1918 на лето подкормиться и пожить в теплом климате. Так сейчас детей отправляют в лагеря. А вернулись дети домой в марте 1921 года. Родители обращались к большевистскому правительству с просьбами вернуть детей. Но возвращением детей бедным родителям занимался Американский Красный Крест. А что делали большевики? Они как всегда занимались пропагандой и уже тогда во всем винили американцев. Вот радиограмма наркомделами Чичерина, которую он отправил родителям.
«Русский Красный Крест и Советское правительство уже протестовали самым решительным образом против неслыханных действий Американского Красного Креста, который относится самым варварским и бесчеловеческим образом к детям колонистам, находящимся на востоке России.
В то время когда банды Колчака покидали восточные губернии России, в разных местностях Пермской и Оренбургской губерний были разбросаны колонии, куда были посланы для поправления здоровья дети Петрограда. В январе 1919 г. правительство Колчака дало Американскому Красному Кресту всю власть над этими детьми, оставив их в распоряжении Комиссии Американского Красного Креста, действовавшей в этой местности. Господа из Американского Красного Креста пользовались детьми в корыстных целях, заставляли их работать в торговле, которой они сами занимались.
Когда Красная Армия стала приближаться к Востоку, Американский Красный Крест эвакуировал детей в самых бесчеловечных условиях и перевел их в Курган, где они подвергались плохому обращению. Где их заставляли таскать большие тяжести и исполнять другие тяжелые работы в торговле. По мере дальнейшего продвижения Красной Армии детей снова переслали дальше на восток, и до нас доходят вести, что юноши с 15 лет были насильно мобилизованы в армию Колчака, а все остальные дети были направлены к Владивостоку, где их судьба до сих пор остается неизвестной. Сведения, полученные из самых достоверных источников, основанные на свидетельских показаниях очевидцев, говорят о печальной судьбе этих детей.
20 июля дети младшей группы неожиданно были принуждены покинуть ту местность, где они жили, и привезены в Курган, где их поместили в холодильник и наполовину разрушенную отвратительную грязную казарму, кишащую насекомыми. Американцы пользовались чистым колодцем, к которому они не давали приближаться детям, предоставив им в пользование грязный колодец, из которого поили лошадей.
В этих ужасных условиях среди детей начала быстро развиваться эпидемия желудочных заболеваний, а под влиянием ужасных условий многие из детей сделались жертвами сильных нервных припадков. Несмотря на это американцы остались непреклонными, продолжая плохо обращаться с ними и всячески угрожая. Лишь только разнеслись слухи о приближении Красной Армии, несчастных детей посадили в скотные вагоны и увезли дальше в самом печальном состоянии».
Аналогичное заявление сделал нарком просвещения Луначарский. Но он пошел дальше, написав: «В конце мая, перед приходом красных, американцы увезли детей неизвестно куда. Эвакуация происходила ночью… По слухам, дети увезены на какой-то остров Русский, близ Японии. …Заметьте, что вывезенные дети сплошь непролетарские. Это дети интеллигенции и даже петроградской полубуржуазии. Наркомпрос, конечно, заботился о судьбе этих детей. Сами родители неоднократно просили нас об установлении разного рода связей с детьми. Но у меня составилось впечатление, что эти родители из промежуточного класса склонны больше доверяться если не Колчаку, то Американскому Красному Кресту, чем нам» Просвещенный нарком даже на глобус не посмотрел и приляпал остров Русский к Японии. Автор книги «Ковчег детей или невероятная Одиссея» Владимир Липовецкий собирал материалы 25 лет, опросил многих людей, прошедших через кругосветку для возвращения домой, но не нашел ни одного подтверждения слов Чичерина и Луначарского. Вы можете прочитать опровержения бывших колонистов на страницах 64-65. А ведь из-за слов Луначарского детям во Владивостоке не дали корабль «Доброфлота» в которых возили переселенцев и военных. Американцам пришлось фрактовать судно для перевозки угля в Японии, Они наняли инженера для разработки проекта модернизации судна и оплатили за счет денег Красного Креста все работы. Детям на судне было относительно комфортно, а переход от порта Владивосток до берегов Америки занял 20 суток. В пути дети получали полноценное питание, в их рационе были даже свежие овощи и фрукты. На фотографии, сделанной на палубе судна, видно, что мальчикам 14-17 лет. И они не в армии Колчака.
Ну и цифры. Из Питера в 1918 году было вывезено 895 детей, а вернулись около 800. Когда дети попали к Американскому Красному Кресту в 1919 году их оставалось 818. За то время, что дети находились Под эгидой Красного умерли 15 человек. Утонули в реке, отравились дикой ягодой, сгорели от пожара в теплушке вагона, убит шальной пулей в США, от болезней — 9 человек. Может на присмотр не хватало рук, но за здоровьем следили тщательно.
В это время в самом Петрограде была почти непрерывная череда эпидемий. Весной 1918 года город поразила первая эпидемия сыпного тифа. С июля ее сменила эпидемия холеры, которая свирепствовала в городе по сентябрь 1918 года. А вслед за ней осенью началась эпидемия гриппа-испанки. Осенью 1919 года началась вторая эпидемия сыпного тифа и продолжалась все зиму, до весны 1920 года. Однако, уже в конце лета 1920 года Петроград пережил настоящую эпидемию дизентерии. Между тем, население Петербурга (в черте градоначальства) в 1917 году достигало, по исчислению городского статистического бюро 2.440.000 человек. По переписи 28 августа 1920 г. в Петербурге оказалось налицо только 706.800 человек, так что со времени революции число обитателей Петербурга сократилось на 1.733.200 человек, или на 71%. Американский Красный Крест, работающий на чужой территории, в условиях постоянного перехода власти из рук в руки потерял около 2% детей.
Так получилось, что Аллена — журналиста из США, руководившего спасением питерских детей, своих детей не было. Но когда его спрашивали, отвечал: «О, я очень богатый папа — у меня восемьсот мальчиков и девочек!»