Categories:

И снится нам не рокот космодрома

В записи    я пыталась разобраться почему начали строить космодром «Восточный» в чистом поле, а не модернизировали построенный в 1988 году в Хороле «Цветной», ведь он по  параметрам ближе к «Байконуру», на котором  уже  произведено около 1000 запусков ракет. Сравним широты: «Байконур»45°37′00″ , Хороль 44°25′34″, «Восточный»  51° 49′ 0″. В блоге автора ЖЖ  smoliarm приведены калькуляторы расчетов по грузоподъемности ракет в зависимости от широты местоположения аэродрома. При запуске с Хороля можно поднять в космос на 1.2% больше грузов, при сохранении темпов пусков с «Байконура» это 18% в год. Стоимость подъема 1 кг. груза составляет $20 тыс.  Для Рогозина это не важно, ведь он — журналист по образованию, а нас, технарей,  учили бороться за каждый процент повышения производительности. Помнится, что и Путин в майских Указах призывал именно к этому.

   Значит, выигрыш в чем-то другом.  Подозреваю, что в невозможности сравнения затрат. Как бы новый проект, значит и нечего сравнивать со старыми ни по объемам материалов, ни по их стоимости.  Согласна, за 34 года со стоимостью материалов, транспортировки, оплаты труда произошли принципиальные изменения, но  с объемами материалов то как?   Как весил  кирпич красный полнотелый 3,5 кг, так и продолжает столько весить.

Недавно в России появился частный космодром, плавучий. Приморцы и жители Хабаровского края любят отдыхать на южном побережье, хорошие дороги находятся близ поселка Славянка, а там находится судоремонтный завод, поэтому у его причала всегда стоят суда.  А в  2020 году  мы вдруг увидели «циклопа» — сооружение по своим размерам превышающее любой дом в поселке и почти равным по высоте самой  высокой сопке поселка.

Уже год это чудо стоит у стенки завода. Содержание ракетно-космического комплекса «Морской старт» на стоянке в Приморье обходится более чем в   $1 миллион в месяц,  как  сообщил генеральный директор компании-владельца комплекса – «С7 Космические транспортные системы» («дочка» авиакомпании S7) Евгений Елин. Нужно  содержать, этот  сложный, особо опасный объект. Оплачивается труд команды,  стоянка,  инженерное обеспечение. Все эти средства берут из доходов авиакомпании S7. Ну не за красоту же частник отдает свою прибыль?

Вот что удалось найти из истории платформы. В 1993-95 годах был учреждён консорциум Sea Launch Company (SLC), куда вошли американский "Боинг" (40% акций, основной спонсор и заказчик), российская РКК "Энергия" (25%, большая часть оборудования, двигатели и разгонные блоки), украинские "Южмаш" и КБ "Южное" (15%, производитель "Зенита") и норвежская судостроительная компания "Квьарнер" (20%). К 1998 году у компании SLC уже был полноценный стартовый комплекс из двух судов - пусковой платформы "Одиссей" и командно-сборочного судна "Sea Lounch Commander". Портом приписки обоих значилась Монровия в Либерии с её "дешёвым флагом", фактической базой стал пригород Лос-Анджелеса Лонг-Бич, а ракеты запускались близ острова Рождества в архипелаге Кирибати, неподалёку от пересечения экватора с линией перемены дат. В 1999-2013 годах с "Морского старта" было проведено 36 запусков. Их полезная нагрузка была на первый взгляд небольшой - от 4 до 6 тонн, - но дело в том, что все они были направлены на более высокую и сложную геопереходню орбиту. Три пуска окончились неудачей: в 2007 году ракета взорвалась прямо на платформе, на восстановление которой ушёл примерно год.

В 2009-м SLC обанкротилась, и 95% её акций, вместе с 330 миллионами долларов долга, были проданы,  скорее сброшены нашей "Энергии", тогдашнего директора—лоха  за эту историю судят по сей день. Рогозин попытался назначить нового директора (а что он еще умеет?), но в конце концов большую часть акций выкупили Филевы, а «Морской старт» полностью перешел в их собственность. Последний старт с платформы был произведен в 2014 году.  А потом все закончилось. Да-да, именно в год присоединения Крыма.  

Схема  создания летательного аппарата была такой: компания Sea Launch была американской, но её долями владели участники проекта из разных стран. Требования Госдепа США о нераспространении технологий относились  и к этому проекту, несмотря на мир, дружбу и жвачку между американцами и постсоветскими странами. Головной частью ракеты занимался Boeing и она доставлялась в порт уже в полностью собранном и капсулированном виде — чтобы российские и украинские пусковые команды не могли заглянуть под обтекатель. Ракета использовалась украинская — «Зенит-3» в «морской» модификации. Разгонный блок — российский ДМ от РКК «Энергия», также на «Зените» использовались российские двигатели РД-171.  Украинский «Южмаш» фактически прекратил деятельность, американцы начали сворачивать космические программы с Россией, сбросили весь «металл» вместе с долгами на «Энергию» и  теперь эта платформа стала фактически российской, но  еще почти 5 лет находилась у берегов Америки. 

«Энергия» большую часть акций продала в частные руки, а владельцем морской платформы стала семья Филевых.  Но запускать с платформы пока нечего, китайцы пытались купить «Южмаш», но сделка сорвалась. 

Итак, что мы имеем: Россия эксплуатирует космодромы, построенные в СССР в догорбачевскую эпоху,  платит ежегодно  по 10 млрд. рублей за эксплуатацию «Байконура», 10 лет строит космодром «Восточный», уже потратив более 100 млрд. рублей. Но это уже вроде как «государственные» деньги, т.к. тратятся они из  госбюджета через распорядителя «Роскосмос». А вот за морскую платформу платят пассажиры авиакомпании S7, ежемесячно по миллиону долларов.  И еще кто-то может нас назвать не патриотами?

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →