Category:

Первый в мире сварной мост не Патона!

На киевских сайтах рассказывают о «первом в мире  сварном мосте, который изготовлен по проекту Патона». Мост ввели в эксплуатацию в 1953 году.  Экскурсоводы рассказывают байки о том, что люди не верили в прочность моста, поэтому сам Патон лег под него  в момент прогона первых грузовиков.  Патон, конечно, молодец, но действовал он по технологиям  разработанным еще в 30-е годы прошлого столетия во Владивостоке.

Во Владивостоке есть  Казанский мост,  который  был построен летом 1928 года по проекту ректора Дальневосточного университета В.П. Вологдина. Мост пролетом 25,08 метра изготовил сам Вологдин и еще 3 сварщика всего за 20 дней, причем экономия металла составила более 20% по сравнению с клепаной конструкцией. Этот цельносварной мост был первым подобным мостом в мире. Мост соединяет полуостров Шкота и Эгершельд. До этого времени металлические мосты изготавливались клепаными. Клепка ослабляет конструкцию из-за  отверстий для клепок. Приходится увеличивать толщину соединяемых деталей, вот откуда берется экономия металла. 

Казанский мост
Казанский мост

Казанский мост находится в эксплуатации уже 93 года, недавно его ремонтировали — меняли покрытие и ограждения.  С моста  два года назад падала легковушка, разрушив ограждение. Кстати, с моста Патона  падал автобус, тоже разрушив ограждение. Там было много жертв. Поскольку это случилось еще во времена СССР, точную цифру погибших узнать не удалось, но она лежит в пределах 20-50 человек.

В записи о памятных досках на здании политехнического института я упомянула Вологдина, он был ректором политехнического института  с 1921 по 1928 год. Биография Вологдина занимательная. Она наглядно показывает, что социальные лифты работали как при царизме, так и в годы революционного переворота.

Родился 27 июля 1883 года в поселке Кувинского завода Пермской губернии, семье произошедшей из крепостных работников завода.  Впервые увидел сварочное производство еще  учеником реального училища  на производственной практике в  электросварочном цехе  на Пермских пушечных заводах. Это случилось в 1894 году, выходит детей рабочих  с 11 лет уже обучали специальности. В 1902 году поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I, где достиг больших успехов и был удостоен чина фельдфебеля (старшина роты в нынешних войсках). Однако в 1906 году вместе с 10 соучениками выразил солидарность с участниками революционного движения и приказом Морского министра Григоровича был отчислен из  училища. (И чего это навальнята возмущаются? Так было всегда). В 1906 году поступил в  Политехнический институт  в Петербурге на электромеханическое отделение и в 1910 году  окончил его и  был оставлен преподавателем на механическом факультете. В 1911 году  для ознакомления с постановкой турбостроения выезжал в Германию Францию, Швейцарию. В декабре 1914 года по приказу министра Григоровича переведён в Морское ведомство  на должность старшего производителя работ в чертёжной Главного управления кораблестроения.   Эта должность в нынешних регалиях — генеральный конструктор отрасли.  Одновременно преподавал в Петроградском институте путей сообщения и в Политехническом институте.

В 1918—1919 годах воевал в армии Колчака в  звании старшего лейтенанта, за храбрость, проявленную в борьбе с большевиками произведен  в капитаны 2-го ранга, награждён орденами. В 1918 году колчаковцы переместились на Дальний Восток. С ноября 1919 Виктор Петрович назначен  представителем Морского ведомства и директором  правления  «Дальзавод» во Владивостоке.  В 1920 году Вологдин начал исследовать вопросы применения электросварки для ремонта судов, избран профессором Дальневосточного университета.  В 1922 году власть перешла к большевикам, но Вологдин остался при своих должностях. В 1925 году создал первую в СССР научно-исследовательскую лабораторию газовой и электрической сварки в здании университета.  В 1925 году назначен ректором университета и проработал на этой должности до 1928 года.  В 1926 году на Дальзаводе организовал сварочное производство паровых котлов. 6 июня 1927 года Вологдин составил краткую рукописную записку «Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций».  Большое внимание уделял подготовке квалифицированных инженеров-сварщиков. Организовал кафедру сварки в политехническом институте. Он же разработал первый учебный план, систему обозначений на сварочных соединений на чертежах, государственные стандарты на электроды, контроль качества сварки и впервые начал читать курс сварки.  В 1930 году состоялся первый выпуск факультета сварки ДВПИ  (три инженера-механика сварочной специальности).  Я проходила практические занятия в лаборатории Вологдина, а муж  там освоил  технологию сварки, что сварил калитки, ворота и даже котел отопления сам! Хотя наша специальность — мехобработка.

Вологдин еще сварил два моста, один из них длиной 36,6 метров  и общим весом около 300 т. Кроме того, Вологдин  применил сварку для изготовления металлических топливных резервуаров, а 4 ноября 1930 года построил первое в СССР цельносварное судно — буксирный катер серии «Ж»" С 1939 года клепка при строительстве судов была запрещена. Корпуса судов стали сварными.

Вологдин старше Патона на 30 лет, и его мосты старше мостов Патона на 30 лет. Как шутят  в наших краях: «Когда вы учились, мы уже преподавали»


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded