Мост рухнул. Кто виноват?
Из западной части Сихоте — Алиня берет начало река Арсеньевка, левый приток реки Уссури. Длина реки от истока — 294 км, площадь водосбора 7 060 км2, общее падение реки 714 м, средний уклон 2,4 ‰. Вдоль этой реки путешествовал Арсеньев, здесь он встречался с Дерсу. До Даманских событий река называлась Даубихе, так она и названа в книгах Арсеньева. 1972 году с карты Приморья враз исчезли все китайские названия. Лет двадцать мы, местные жители, путались с названиями городов, деревень, рек. Реку Даубихе использовали китайцы в 18-19 веках для того, чтобы забраться в тайгу, богатую женьшенем, дикими животными, а главным образом для того, чтобы вернуться с добычей. Вдоль берегов реки много красивейших и практически диких мест.
Житель села Нововарваровка занялся фермерством. Я просмотрела данные регистрации в налоговой инспекции. В Нововарваровке зарегистрировано только одно крестьянско-фермерское хозяйство КФХ Попов Н.А. Причем, ранее этот товарищ был индивидуальным предпринимателем с видом деятельности «Лесозаготовки». Теперь он же имеет вид деятельности «Смешанное сельское хозяйство». Это значит, что может заниматься как животноводством, так и земледелием и заготовкой кормов. В Приморском крае под развитие крестьянско-фермерских хозяйств дают землю и безвозвратные ссуды. Итак, человек занимался лесозаготовками, а потом стал заниматься фермерством. Оба вида деятельности предполагают получение на каких-то условиях земельных участков. Раньше это была аренда, а теперь, по программе «Дальневосточный гектар» можно получить кусочек тайги и в собственность. Землю дают где угодно, к ней может и не быть дороги. Кстати, именно поэтому программа реализуется медленно.
Если нет дороги, то для того, чтобы начать деятельность, дорогу нужно проложить самому. Исторически именно так и осваивалось Приморье. Приезжали переселенцы, селились общинами, их освобождали от налогов и податей. А они должны были сами себе построить дороги, мосты. Государство строило лишь основные сети дорог: Владивосток-Хабаровск, Владивосток- Находка, Владивосток — Рудная Пристань. Фермер знал историю Приморья, поэтому и мост возвел сам. Мост полностью деревянный, двухпролетный. Длина 30 метров, ширина и высота — 4 метра. Опору тоже соорудили в виде деревянной коробки, набив ее камнями. Фотографии моста до 20 апреля я не нашла, есть только после аварии. Их я и рассматривала с разных ракурсов. Вот на этом сегодняшнем снимке видна конструкция моста:
Вчера мы обсуждали страшную аварию на мосту. Характер разрушений хорошо виден на этом снимке. Мост держался на двух бревнах. Под Лексусом проломилось правое бревно. Его обломки хорошо видны под мостом — их течением вынесло на левую сторону. Настил моста, изготовленный из бруса, нагрузку выдержал. Вон он лежит под мостом, видно что все бруски целые, только кое-где оторвались от поперечин.
Слабым звеном оказались бревна. Визуально бревно имеет диаметр около 50 см. В этих местах основной вид древесины — кедр или сосна. Прочность на изгиб этих видов древесины при 15% влажности примерно 1000 кГ\кв. см. При повышении влажности древесины на 1% ее прочность снижается на 4%. Понятно, что у реки, да под открытым небом влажность бревен не 15%. Для бревна, что лежит в основе моста, предельная нагрузка составляет 1950 кг. \кв.см. Вес Лексуса 2700 кг. В нем находилось 6 человек и их поклажа. Примерно 400 кг. можно принять. Нагрузка распределена на 4 колеса, примерно по 600 кг. на каждое. Лексус ехал по правой стороне, значит, на правое бревно пришлась бОльшая нагрузка. И она была близка к предельной. Всякие сучки, трещины уменьшают прочность бревна, и помним что прочность еще уменьшает влажность. Стандартами мостостроения для подобных конструкций установлен 5-кратный запас прочности.
Мои выводы:
-для самодельного моста необходимо было установить предельный вес и минимальную скорость. Такую конструкцию необходимо периодически осматривать и испытывать. И это должен делать владелец моста.
— местные власти владеют и распоряжаются всей подведомственной им территорией. Они должны были заставить фермера проводить испытания объекта и сообщать данные дорожным службам, либо установить знак запрета проезда.