Еще про Марию с картины Маковского
Вчера я написала о судьбе Марии с картины Маковского «Девушка в кокошнике». Нашлась ее могила на заброшенном кладбище Владивостока. Обратила внимание, что в одной могиле захоронены две женщины: Мария и Валентина. Они — родные сестры. Родились сестры в Петербурге 1880 — Мария, в 1882 году — Валентина. Их отец Георгий Демидович Балашов служил домоуправителем в одном знатном семействе. Так что девушка на картине не из знатного рода, просто художник нарядил ее в костюм боярышни.
В конце 19 века активно строился форт Владивосток и началось строительство железной дороги. Приморскому краю требовались работники, переселенцам предоставляли землю в черте города — 40 соток для строительства дома, выделяли беспроцентную ссуду на 15 лет и частично оплачивали проезд. Кроме того, в городе катастрофически не хватало женщин. Приходилось завозить проституток, но и тех быстро расхватывали в жены. Георгий Балашов воспользовался госпрограммой и с семьей приехал во Владивосток, устроился подрядчиком на строительстве Уссурийской железной дороги.
В это же время во Владивостоке формировался военный флот. Для его становления направлялись матросы и офицеры. Артемьев Петр Александрович, родившийся 03.08.1859, служил в полковником в Адмиралтейству Петербурга до 01.01.1899, затем его направили во Владивосток, где он служил с 1899 по 1902 год. Скорее всего, в эти годы он и встретил свою Марию — два человека, рожденные в Петербурге, встретились на другом конце страны. Поженились они когда Марии было около 20 лет, а храброму генералу, не знавшему слов любви — 41 год.
В 1902 году Петра Артемьева перевели в Квантунский флотский экипаж, и он служил в Порт — Артуре. Здесь он еще был и редактором газеты «Новый край». Издание газеты продолжалось и во время осады, до тех пор, пока Порт-Артур пал и японские военные отобрали последний ручной печатный станок. Самого Артемьева арестовали, но он сумел убежать и вернуться во Владивосток. Мария ждала мужа в семье своих родителей.

В начале 1904 году муж вернулся домой, и счастливая пара отправилась в Баден-Баден на лечение. Напомню, что именно в этом году Россия потерпела поражение в Русско-Японской войне. После возвращения с лечения Артемьев получил звание Генерал -лейтенанта и должность председателя Военно-Морского суда Владивостока. На этой должности он работал до своей смерти. Умер в марте 1916 года в Петербурге, там и похоронен.
Получается, что вся счастлива семейная жизнь Марии и Петра уложилась в 12 лет — с 1904 по 1916 годы. Муж возил свою красавицу и в Питер, и в Лондон, и в Париж, и в Германию. Именно в Германии в 1914 году они попали под арест. Началась Первая мировая война, немцы не могли выпустить генерал-майора вражеского государства. Но Мария обворожила охранника, и семья бежала в Россию. Интересно выходит: все границы в то время были условными, если Артемьев мог их преодолевать то из Порт-Артура, то из Германии.
Революция в Приморский край пришла лишь 1922 году, и большевики приступили к чистке аборигенов. Марию выслали в Тверь как бывшую жену белого генерала, но она пешком из Твери пошла в Москву, добилась приема у Калинина. И этот всероссийский староста с партийной кличкой «похотливый козел» выдал женщине разрешение на поселение во Владивостоке. Мария Артемьева вернулась к своим родным в Приморье. Своих детей у нее не было, женщина нянчила детей своей сестры Валентины. Жили все в небольшом деревянном домике — дачке под Владивостоком. Замуж Мария больше так и не вышла, хотя поклонников у нее было множество — офицеры добирались с Русского острова, чтобы только взглянуть на нее. Мария занималась шитьем, которое очень ценили владивостокские дамы, и до конца дней оставалась стройной, изящной, маленькой женщиной.
В память о Марии сохранилась картина Маковского и могила на заброшенном кладбище. В память о Петре Артемьеве — несколько строчек в книге алтайского исследователя Челомбитко.