Амиши — отшельники в США
Что заставляет людей отказываться от прогресса и тех благ цивилизации, который он приносит. Я уже писала о староверах Лыковых. Но это пример полного отказа от контактов с внешним миром и даже с другими единоверцами. Путь оказался тупиковым – почти 80 лет борьбы за выживание в тяжелых таежных условиях заморозил развитие семьи. Ничего нового для улучшения условий своего быта, обучения новым навыкам своих детей Карп Лыков не сделал. Его семья уже практически вымерла, ведь наследников нет, а Агафье уже 75.
А есть иные фанаты веры, отгораживающиеся от прогресса. Но они живут небольшими общинами. Во время стажировки в США нас повезли в штат Огайо, в Центр Всестороннего Изучения рака местного Университета. Эта организация занимается исследованием, медицинской профилактикой и лечением одной религиозной группы — амишей. Делают они это на средства государственного гранта. С чего бы это – такая забота об одной замкнутой религиозной группе?
А дело вот в чем. Почти все амиши произошли от примерно 200 предков-основателей, живших в XVII веке. После реформы протестантской церкви, образовалось несколько групп, не принявших изменения канонов веры. Одна из таких небольших групп швейцарских анабаптистов* и меннонитов** признала своим лидером Якоба Аммана. Их церковь традиционная считает перекрещенцами. Амман яростно выступал за буквальное толкование Библии. Эти идеи мешали «прогрессивному реформированию» и на адептов и последователей Аммана началось гонение. Отколовшуюся группу Аммана назвали меньшевики амиши.
Во все века отщепенцы мешали обществу двигаться широкими шагами к счастью всего человечества, поэтому и амиши подверглись гонениям. Дело в том, что амиши признают только власть своего епископа (у них — теократия). Все остальные представители власти с их законами и Конституциями идут лесом. Гонения и притеснения к этим непокорным иноверцам были такими, что в Европе места амишам так и не нашлось: из Швеции они перебрались в Германию, но и там они были белыми воронами. К их счастью началось бурное освоение Америки, и амиши переселились в Северную Америку и сначала осели в Пенсильвании. Сегодня более 300 тысяч амишей живут в более чем 28 штатах США и в Канаде.
Амиши живут небольшими общинами (конгрегациями), состоящими из 20-40 семей. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем», ему помогают несколько священников и диаконов. По правилам амишей, в каждой конгрегации должны быть как минимум один «полный служитель», который является также главой общины, два служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами. Большинство конгрегаций амишей старого обряда не строят храмов. Богослужения проводятся каждое второе воскресенье в доме одного из членов общины по очереди, и длится этот обряд около 4 часов. Священнослужители читают проповеди, и вся община поет церковные гимны. В другое время практикуется индивидуальная внутренняя молитва. Согрешивший член общины исповедуется перед всеми. Амиши не занимаются миссионерством и не пытаются кого-то обратить в свою веру.
Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Они ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и Его тысячелетнего царствования, вот именно в этот момент, как считают амиши, все люди и объединятся в одной вере – их вере, разумеется. А объединять их будет сам Иисус.
Амиши каждого новорожденного считают самостоятельной личностью, пока он не может самостоятельно принимать решения, за него этого никто делать не будет. Когда ребенку в семье амишей исполняется 16 лет, он становится «румспринга». В течение определенного времени подростку разрешено выходить на улицу и делать все что ему заблагорассудится, даже вещи, которые запрещены в общине амишей. В течение примерно двух лет такой вольницы подросток должен определиться, примет ли он крещение и станет членом Церкви амишей или навсегда покинет общину.
Крещение у амишей происходит только осознанно - чаще всего в возрасте от 18 до 22 лет. Пока этого не произойдет, человеку не разрешается вступать в брак. На момент вступления в брак оба будущих супруга должны состоять в церкви.
Дети амишей учатся в маленьких школах на один класс у учителей из общины. После окончания такого начального образования ребенок получает профессиональное обучение (к примеру, сельскохозяйственные и плотницкие навыки) у своей семьи и членов общины. По–существу их образование – начальная школа и ПТУ.
Амиши могут наказывать членов своего общества двумя различными способами. Первым из них является «избегание», при котором члены сообщества ограничивают все контакты с нарушителем, чтобы посрамить его и указать на ошибочность его пути. Более серьезное наказание – «отлучение». Это полное прекращение контакта с человеком и изгнание его из общины. Даже родители должны прекратить контакты со своим ребенком, если тот был отлучен от церкви.
Женщина в семье амишей в первую очередь является домохозяйкой, в обязанности которой входит приготовление пищи, домашнее хозяйство и помощь соседям. На людях же женщина, как правило, следует примеру своего мужа. Свадебное платье она должна сшить сама и потом в нем ходить на воскресные службы. Хотя это не запрещено и не считается аморальным, большинство амишей не используют никакие формы контрацепции; потому у них так часты многодетные семьи. Они категорически против абортов и также считают искусственное оплодотворение, генетику, евгенику и исследования стволовых клеток несовместимыми с ценностями и верой амишей.
Жизнь у амишей довольно примитивна – они занимаются сельским хозяйством и промыслами. Амиши не могут использовать моторизованные транспортные средства, такие как автомобили. В основном они используют лошадей и коляски-двуколки. Не используют они трактора, сенокосилки и т.п. Понятно, что руками много не наработаешь, поэтому все деревни амишей, что нам попадались по дороге, выглядят бедненько и как-то облупленно. Для большинства людей жизнь амишей, существенно отличающаяся от «американского мейнстрима», остаётся загадочной и потому вызывает интерес, но амиши избегают давать интервью журналистам и прячутся от фотографов и видеокамер.
Доходы у амишей небольшие. Вдоль дороги у них стоят лавки, в которых продаются экологически чистые продукты, участвуют в ярмарках.
В штате Огайо одна из членов нашей делегации жила в семье, где муж –стоматолог, владелец частной клиники. А его жена из общины амишей. В семье две дочери, все ведут спокойный и размеренный образ жизни: дочери учатся шить, готовить, вести дом у мамы, а по выходным папа занимается с ними конной выездкой. Примерная семья –папа председатель школьного комитета. Женщина покинула общину, т.к. не захотела жить их жизнью. Но с родственниками связь не утеряна, только они не приезжают в гости, на родину она ездит сама.
У амишей нет медицинских страховок, но от лечения они не отказываются. Если возникает серьезная проблема, то община скидывается деньгами. Если денег не хватает, то просто молятся за здоровье своего единоверца.
Вернусь к научному центру Университета Огайо. Поскольку почти все амиши произошли от примерно 200 предков-основателей, в их общинах распространены генетические заболевания в результате межродственного скрещивания. Некоторые из этих заболеваний довольно редкие или даже уникальные, часто достаточно серьёзные. Они являются причиной повышенной младенческой и детской смертности. Большинство амишей принимает это волю Божию, они отвергают использование превентивных генетических тестов перед вступлением в брак и обследования плода для выявления генетических расстройств. В то же время амиши готовы участвовать в других исследованиях наследственных заболеваний. Их огромные сохранившиеся семейные истории полезны в исследованиях заболеваний вроде болезней Альцгеймера и Паркинсона, макулодистрофии и других. Медики из университета пишут диссертации по этим болезням.
Хотя амиши и подвергаются повышенному риску большого числа генетических заболеваний, установлено, что их стремление к жизни без вредных привычек и здоровому образу жизни снижает риски других тяжелых заболеваний. Так, риск заболеть раком у них ниже на 60 %, чем у других жителей штата Огайо, и на 56 % чем в целом по США. Даже заболеваемость раком кожи у амишей оказалась ниже, несмотря на то, что многие из них много работают на открытом воздухе, подвергаясь значительному воздействию солнца и ультрафиолетовых лучей. Они обычно работают в достаточно закрытой одежде с длинными рукавами, в широкополых шляпах, что защищает кожу от избыточного воздействия солнечной радиации.
Амиши вполне осознают преимущество браков вне своей общины . Генетических заболеваний можно избежать, выбирая супругов из другой общины амишей, не связанной общей родословной, именно для этих целей амиши время от времени проводят съезды общин. На эти съезды приезжают и общины из Канады.
Несколько американских больниц, начиная с середины 1990-х годов, создали специальные социально-ориентированные программы, чтобы помогать амишам. Лечение наследственных заболеваний — задача «Клиники для детей с особенностями» в штате Пенсильвания, которая разработала эффективные методы лечения таких заболеваний, как лейциноз. А ведь не так давно это было смертельной болезнью. Услугами этой клиники воспользовались многие амиши. Доходило даже до того, что родители покидали, даже под угрозой отлучения и избегания, амишскую общину ради того, чтобы их дети получали должное лечение и уход.
Мне импонирует в этой вере то, что человека не заставляют следовать «заветам отцов», понимают, что каждый человек является самостоятельной личностью с момента рождения. Люди, рожденные в общине, могут ее прокинуть в любой момент и не будут прокляты за это.
* анабаптисты — в переводе означает «вновь крестить, перекрещивать», представители радикального протестантского движения, сформировавшегося в первой половине 16 века в Швейцарии, Германии, Австрии, Моравии, Нидерландах.
** Меннониты — представители анабаптистов, приверженных принципам ненасилия, непротивления и пацифизма.