Упавшие на крест
В 1995 году в нашем городе прошли выборы мэра. Неожиданно победил владелец сети магазинов, создатель финансовой пирамиды. Его люди сидели в здании администрации, и как только закончился подсчет голосов, заняли все кабинеты и больше не пустили на рабочие места никого, кроме хозперсонала. Прошло месяца два. Я пришла в администрацию по какому-то вопросу. Мне говорят: «Мэра нет, когда будет — не знаем. Он упал на креста. Накануне по местному телевидению был сюжет: мэр с японскими делегатами открывал памятники на кладбище японских военнопленных. Поэтому я и переспросила: « Об крест поранился?». Чиновники смеялись долго. Нет, не поранился, а лег в больницу как только в администрацию зашли работники прокуратуры. В администрации есть парадный вход и «черный» — к гаражам.
Я поняла что мне нужно знать язык, чтобы нормально общаться с чиновниками, пришедшими из финансовой пирамиды. Пришлось в местной библиотеке искать словари блатного жаргона. Мне повело, я нашла:
Эту книгу написал Данциг Балдаев (1925 - 2005) сын "врага народа" - Сергея Петровича Балдаева, известного бурятского ученого, этнографа и писателя. Данциг 33 года работал в МВД: уголовным следователем в НКВД-МГБ-МВД, в уголовном розыске Санкт-Петербурга, тюремным надзирателем следственного изолятора Кресты. Балдаев собрал уникальные материалы о нравах и обычаях лагерной жизни, тюремном фольклоре сталинских времен. Он выпустил две книги о тюремных татуировках и словарей блатных воровских выражений (фени): "Татуировки заключённых", "Словарь блатного воровского жаргона". Вот что значит иметь папу-ученого!
Ох как мне помог этот дедуся в 92-98 годах прошлого столетия! Я начала понимать о чем говорят чиновники в городской администрации, работники милиции, прокуратуры и даже губернатор Дарькин! Позже в книжном магазине я увидела вот такую книгу Быкова
Упасть на крест на блатном жаргоне означает симулировать тяжёлую болезнь. Оба словаря сходятся в таком определении. И это — распространенное поведение заключенных и арестованных. Вспомним Юлю Тимошенко — ножки отказали, на Майдан ее в коляске привезли. И тут чудо случилось — Юля встала и пошла и даже запела: «Ще не вмерла Украина». А теперь этот прием применил и наш революционер Алексей Навальный. Тоже в коляску просится. И чтобы на коляске в Германию, к своей Юле, которая почему-то умотала от мужа подальше.
Но самым удивительным человеком, упавшим на крест, для меня является Шпигель. Продал лекарств для излечения россиян только в прошлом году на 45 миллиардов рублей, имеет свои фармацевтические заводы, многопрофильный медицинский центр — лечись не хочу! Но он имеет тяжелую степень ожирения, кучу хронических болезней. Это все не мешало ему эффективно руководить холдингом «Биотекс», а вот допрос он выдержать не смог — дважды его скорая увозила. И сейчас, когда его арестовали, грозится умереть.
Думаю, что служащим следственных изоляторов и ИТК пора писать новую редакцию словаря фени. С момента издания предыдущих словарей прошло почти 30 лет, сейчас уже воры не те. Сейчас они с высшим образованием, а часто и не с одним. Интересно было бы сравнить изменения в их жаргоне.